Кратом и бетель: жевательные стимулянты растительного происхождения и их место в контексте культур некоторых народов юго-восточной азии

Современная этноботаника - это междисциплинарная наука, которая зародилась на стыке ботаники и этнографии и является ветвью этнобиологии. Кроме того, прослеживается тесная связь этноботаники с медициной, экологией, географией и историей. Предметом исследований этноботаники являются взаимоотношения этноса с растительной частью экосистемы, поддержание этносом экологического равновесия. В задачи этой науки входит изучение того, как те или иные растения используются в сферах материальной жизни этноса (медицине, косметологии, кулинарии, строительстве и т.д.), и сфере духовной в соответствии с традициями и инновациями. Важным аспектом этноботаники является изучение того, какое отражение находит повседневное применение растений в языке символов и поэтическом словаре, а также какое место растения занимают в общей картине восприятия мира в целом.

Термин «этноботаника» впервые был использован американским ботаником Джоном Уильямом Харш- бергером в 1895 году на лекции в Пенсильванском университете [9], но интерес к тому, как человек взаимодействует с растениями, возник намного раньше, хотя и являлся, преимущественно, прерогативой древних целителей и народных знахарей. Например, сочинение греческого военного врача Диоскорида Педания (1 в. н.э.) «О лекарственных веществах» (De materia medica) содержит описания более 600 растений и их лекарственных свойств с указанием ареалов произрастания и других сведений [2]. Но начало этноботанике как научной дисциплине положила работа Дж. У. Харшберга «Суть этноботаники» (The Purposes of Ethnobotany), опубликованная в 1896 году [9]. На сегодняшний день этноботаника является активно развивающейся наукой, которая, несмотря на наличие разносторонне развитого практического подхода, все еще не обладает достаточной теоретической базой.

Среди прочего этноботаника изучает и энтеогены - растения, которые содержат психоактивные вещества различного рода действия, в том числе жевательные стимулянты и релаксанты растительного происхождения. В данной статье речь пойдет о бетеле (betel) - легком стимулянте, который пользуется большой популярностью в Юго-Восточной Азии в целом и на островах Малайского архипелага в частности и его тайском аналоге - кратоме (kratom, krathom).

Бетель / Betel

Бетель (betel) употребляет почти десятая часть человечества. Он стал важным элементом обрядовой и социальной жизни многих народов Южной и Юго-Восточной Азии и западной части Океании, где имеет свои варианты названия.

Под термином «бетель» понимается трехкомпонентная жвачка, в состав которой входят листья бетеля (Piper betle), известь и орех бетелевой пальмы арека катеху (Areca Catachu), которую чаще называют арековой пальмой, что не совсем верно, поскольку термин «арековые» на самом деле обозначает целое семейство древовидных растений класса однодольных. Помимо этих компонентов могут добавляться также пряности и другие ингредиенты местного происхождения. Плоды бетелевой пальмы арека катеху заворачивают в лист бетеля, смазанный известью, и помещают за щеку, где бетелевая жвачка может находиться в течение долгого времени.

Бетель, листья которого используются для приготовления бетелевой жвачки, относится к роду перечных и представляет собой вечнозеленое вьющееся кустарниковое растение. Он вырастает до одного метра и имеет глянцевитые сердцевидные листья, которые содержат алкалоид пиперин, стимулирующий аппетит и усиливающий пищеварение [1]. Бетелевая пальма арека катеху представляет собой дерево высотой до двадцатитридцати метров и размахом кроны до пяти метров. Его крупные оранжевые или красные плоды имеют эллиптическую форму. Внутри они содержат твердое светло-коричневое семя, которое иногда называют бе- тельным орехом. Плоды бетелевой пальмы содержат алкалоид ареколин, который при жевании под воздействием извести превращается в другой алкалоид - арекаидин. Эти вещества вызывают чувство эйфории, действуя во многом подобно никотину [6].

Бетелевая смесь обладает целым рядом фармакологических свойств, в частности, производит антисептическое и болеутоляющее действие, способствует пищеварению, повышает настроение и вызывает прилив бодрости [1].

Бетелевая жвачка и ее компоненты прочно вошли в культуру и быт жителей Юго-Восточной Азии. «Культура потребления бетеля выработала как нормы этикета, так и широкий набор предметов специальной утвари (ножи и щипцы для орехов, ложечки и сосуды для извести и других ингредиентов, ступки, подносы, плевательницы и прочее), которые составляли, вслед за одеждой и украшениями, важную область материальной культуры. Качество и размеры изготовляемых из самых дорогостоящих металлов приборов для хранения составных частей бетелевой жвачки являлись реальным показателем социального статуса их хозяина.

В Юго-Восточной Азии приборы для бетеля входили в число королевских регалий и дипломатических даров, передавались по наследству. Нюансы этикета показывали отношение к посетителю: время предложения бетеля означало начало либо конец визита, количество - продолжительность беседы, способ передачи - из рук или на подносе - социальную близость или дистанцию, качество утвари - желательность гостя; не менее сложны нормы оплевывания слюны в специальные плевательницы. Угощение гостей бетелем из своего личного прибора или даже изо рта означало высшую степень благоволения» [5]. Бетель подносили гостям, друзьям, а также сверхъестественным силам во время ритуальных церемоний.

«Наличие экзотических (мускус, амбра) и дорогих субстанций в бетеле подчеркивало статус владельца. Французский путешественник XVII в. Жан Батист Тавернье (1605-1689) наблюдал, как в бетель правителя Бантама на острове Ява добавляли толченый жемчуг» [6].

Особое отношение к бетелю нашло свое отражение и в языке, в частности, во множестве пословиц и поговорок. Например, в Индонезии, описывая близнецов, могут сказать, что они «похожи как две половинки ореха арековой пальмы». Бетель и арека также являются своеобразными символами любви и брака, поэтому, например, фраза «дела бетеля и ареки» является синонимом супружеских отношений. В Индонезии и Малайзии упоминание бетеля часто встречается в пантунах - миниатюрной поэтической форме, которая представляет собой четверостишие с перекрестной рифмовкой, распадающееся на два двустишия, которые обычно не имеют друг с другом прямой логической связи, но соединены по принципу образносимволического параллелизма. Для примера можно привести следующий пантун: «Жасмин с чемпакой теперь расцветают / В сосуде, где раньше хранился бетель, / Семь ночей по тебе страдаю /Жду тебя - а тебя все нету» [4]. Образ заброшенного сосуда для бетеля здесь символизирует крайнюю степень печали.

В Таиланде помимо приготовления бетелевой смеси местные жители часто ограничиваются использованием плодов бетелевой пальмы арека катеху в чистом виде, которые подолгу жуют и затем сплевывают. Аналогичным образом употребляется и другая, не менее распространенная в этой стране разновидность стимулирующей жвачки - кратом, которая сходна с бетелем по своим свойствам и воздействию на организм.

Кратом / Kratom / Krathom

Кратом (kratom, krathom) - это психоактивное вещество, которое получают из листьев дерева митрагина прекрасная (Mitragyna speciosa), принадлежащего к семейству мареновых (Rubiaceae). Листья довольно крупные, темно-зеленые, глянцевитые, гладкие. Часто под термином «кратом» понимается и само дерево, которое может достигать пятнадцати метров в высоту. В Таиланде кратом также известен под названиями итанг (ithang) и какуам (kakuam). В южных провинциях страны используется термин том (thorn). В Малайзии и Индонезии кратом называют кетум (ketum) или биак (Ыак) [10]. Помимо этого встречаются упоминания об употреблении кратома в Мьянме, Вьетнаме и Камбодже. Стран, где кратом употребляют на регулярной основе, значительно меньше, чем стран, где употребляют бетель, несмотря на то, что митрагина прекрасная произрастает практически на всей территории Юго-Восточной Азии.

В листьях кратома содержится более 25 алкалоидов, среди которых доминирующим является митраги- нин. Соотношения алкалоидов и их концентрация во многом зависят от места произрастания растения и времени сбора листьев. Специфической особенностью кратома является то, что в малых дозах он действует как стимулянт, а в больших дозах, напротив, приобретает свойства релаксанта. Кроме того, кратом обладает иммуностимулирующей активностью, имеет свойства антидепрессанта и обезболивающего, способен вызывать легкую эйфорию [8].

Как и бетель, кратом обычно жуют наподобие жвачки, но в отличие от бетелевой смеси, которая имеет в основе минимум три компонента, чаще всего используются свежие листья в чистом виде, предварительно удалив центральную жилку. К свежим листьям иногда может добавляться соль. К другим способам употребления кратома относится заваривание чая, добавление высушенных или свежих листьев в блюда, курение, а также получение экстракта путем выпаривания смолы, пригодной в пищу [11].

Наибольшее распространение кратом получил в Таиланде, однако известны случаи его употребления в Малайзии и Индонезии, где также произрастает дерево митрагина прекрасная. В Малайзии кратом обычно продается в виде чая, который употребляют путем кипячения листьев в воде в течение двух часов. Затем отвар охлаждают, помещая варочный котел в ведро холодной воды.

Еще один - более редкий - способ употребления кратома напоминает способ приготовления бетелевой жвачки: листья кратома смешивают с известью, а также высушенной стружкой кокосового ореха, имбирем, мускатным орехом и другими ингредиентами, которые заворачиваются в лист дикого перца. Полученный продукт затем жуется также, как и бетелевая смесь [Ibidem], Можно предположить, что данный способ изначально зародился именно Малайзии или, возможно, Индонезии, откуда затем попал в Таиланд, где, тем не менее, не получил широкого распространения.

В культуре Таиланда, а тем более Индонезии и Малайзии, традиция жевать кратом не имеет такого же серьезного значения, как традиция жевать бетель на островах Малайского архипелага. Тем не менее, в некоторых сферах жизни тайского общества эта традиция все же нашла свое отражение.

Поскольку кратом, исходя из его фармакологических свойств, обладает способностью стимулировать физическую активность, при этом одновременно способствуя расслаблению после тяжелого дня, то его основными потребителями являются представители профессий, связанных с существенными затратами физических усилий. В Таиланде это чаще всего разнорабочие и крестьяне, в Малайзии - велорикши, которые также используют его для физической стимуляции в своем тяжелом каждодневном труде. Он позволяет им всегда чувствовать себя бодрыми и наполненными жизненной силой, хотя надо отметить, что жевание кратома в Малайзии и Индонезии распространено значительно меньше, чем жевание бетеля, даже в среде велорикш.

Употребление кратома традиционно ассоциируется с рабочей силой, поскольку его используют для того, чтобы легче переносить ежедневную тяжелую работу в условиях тропической жары и высокой влажности. Согласно сведениям, полученным в ходе изучения потребителей кратома в Таиланде, местные жители считают, что он порождает устойчивое желание работать, помогает работать более эффективно [10].

Исходя из этого, считается, что мужчины, употребляющие кратом, более трудолюбивы, чем те, кто его не употребляет, а, следовательно, более стабильны в финансовом плане. В Таиланде также есть поговорка, что «выгоднее выдать дочь замуж за человека, употребляющего кратом, чем за человека курящего марихуану», поскольку кратом жуют те, кто тяжело и усердно работает, а марихуану курят только ленивые [3].

Поскольку жевание кратома ассоциируется, прежде всего, с тяжелым физическим трудом, прерогатива которого в Таиланде всецело отдана мужчинам, то женщин, употребляющих это снадобье, сравнительно немного.

Представляется интересным подробнее остановиться на целебных свойствах бетеля и кратома в рамках применения этих веществ в традиционной культуре рассматриваемых стран. Индонезийские и малайзийские целители используют бетель, чтобы стимулировать работу кишечника и очищать организм от паразитов. Алкалоиды, содержащиеся в бетелевом орехе, способствуют пищеварению, нейтрализуя образующиеся в желудке кислоты, а фенол, содержащийся в листе бетеля, как уже было сказано, обладает антисептическим и болеутоляющим действием. Кроме этого, листья бетеля способны снимать головную и зубную боль, а также помогают при артрите. Бетелевый орех используется в народной медицине как вяжущее средство, как средство, укрепляющее десны при пародонтите, и как дезинфицирующее средство при травмах. Жевание бетеля увеличивает частоту сердечных сокращений за счет повышения в крови адреналина и норадреналина, повышает температуру тела. При этом, неумеренное потребление бетеля, как и любого другого лекарственного средства, может вызывать побочные эффекты, в частности, нарушение сердечного ритма, желудочно- кишечные расстройства, воспаление десен, а также образование зубного камня [5].

Как и бетель, кратом используется целителями для дегельминтизации и улучшения кровообращения. Помимо этого, кратом обладает иммуностимулирующим и антисептическим действием. Он содержит сильный антиоксидант, придающий ему полезные свойства. В традиционной медицине измельченные свежие листья митрогины прекрасной прикладывают к ранам, чтобы добиться их скорейшего заживления и облегчить боль. Кратом эффективен для подавления кашля, поскольку активно борется с инфекциями и обладает отхаркивающими свойствами. В традиционной медицине он также используется для подавления симптомов диабета и в качестве лекарства от лихорадки. Как и при употреблении бетеля, неумеренное потребление кратома может вызывать запоры и другие расстройства желудочно-кишечного тракта. Возможна тошнота и рвота. Кратом может способствовать увеличению кровяного давления и приводить к проблемам с дыханием, а также временной потере фокусировки зрения. Длительное применение кратома приводит к потере веса, раздражительности, вызывает чувство разбитости, усталость и бессонницу [3].

Одним из наиболее существенных различий между бетелем и кратомом является легальность этих веществ. На распространенную повсеместно бетелевую смесь наложено одно единственное существенное ограничение: ее запрещено жевать во многих общественных местах и на улицах. Поскольку компоненты бетеля окрашивают слюну в интенсивный кроваво-красный цвет, и при этом глотать слюну не рекомендуется во избежание желудочно-кишечных расстройств, то жующим бетель приходится регулярно ее сплевывать. Таким образом, запрет на жевание бетеля связан с попытками поддерживать в общественных местах чистоту и порядок.

В отличие от бетеля, кратом во многих странах приравнен к наркотическим веществам. За хранение и продажу кратома, несмотря на его лекарственные свойства, на сегодняшний день предусмотрена уголовная ответственность в таких странах, как Таиланд, Малайзия, Мьянма, Вьетнам, Бутан, Дания, Польша, Литва, Австралия и Финляндия [7]. Но, несмотря на то, что в Таиланде за хранение и употребление кратома предусмотрены наказания вплоть до смертной казни, его продолжают употреблять в сельской местности. В особенности это касается отдаленных районов страны.

Однако в целом можно сказать, что бетель и кратом на исконных территориях постепенно вытесняются более простыми и доступными веществами, такими как алкоголь и табак, которые приобретают все большую популярность среди молодежи. Кроме того, положение кратома в мире на сегодняшний день неоднозначно. Есть вероятность, что со временем он будет запрещен к свободному распространению в большинстве стран в рамках борьбы с наркоманией ввиду наличия в нем большого количества активных алкалоидов.

Список литературы

  1. Бетель [Электронный ресурс] // Энциклопедия лекарственных растений. 2011.
  2. Диоскорид Педаний [Электронный ресурс] // Он-лайн энциклопедия «Кругосвет». 2009.
  3. Кратом [Электронный ресурс] // Энциклопедия наркотических средств. 2011.
  4. Неверман Г. Голос буйвола. М., 1961. 309 с.
  5. Необычная жевательная резинка [Электронный ресурс] // Инфосервис. 2008.
  6. Соболева Е. С. Бетель в Южной и Юго-Восточной Азии // Феномен удовольствия в культуре: материалы международного научного форума. СПб., 2004. С. 189-192.
  7. A Brief    Political History of Mitragyna Speciosa Kratom [Электронный ресурс].
  8. Babu K. M. Opioid Receptors and Legal Highs: Salvia Divinorum and Kratom // Clinical Toxicology. London, 2008. № 46. P. 146-152.
  9. Brian M. Boom. Ethnobotany    [Электронный    ресурс]    // Novelguide. 2001.
  10. Suwanlert S. A Study of Kratom Eaters in Thailand // Bulletin on Narcotics. Nondhaburi, 1975. Vol. 27 (3). P. 21-27.
  11. Yoga S.    S. How    Ketum    is Abused [Электронный ресурс]    //    The Star Online. 2005.
Автор
Евгения Викторовна Романова
УДК
581.6
Аннотация
Современная этноботаника - это междисциплинарная наука, которая зародилась на стыке ботаники и этнографии и является ветвью этнобиологии. Кроме того, прослеживается тесная связь этноботаники с медициной, экологией, географией и историей. Предметом исследований этноботаники являются взаимоотношения этноса с растительной частью экосистемы, поддержание этносом экологического равновесия.
Название на английском
Kratom and betel nut: chewing stimulants of plant origin and their place in the context of the cultures of some peoples of Southeast Asia
Summary
Modern ethnobotany is an interdisciplinary science that originated at the junction of botany and ethnography and is a branch of ethnobiology. In addition, there is a close relationship of ethnobotany with medicine, ecology, geography and history. The subject of research of ethnobotany is the relationship of the ethnos with the plant part of the ecosystem, and the maintenance by the ethnos of ecological balance.
Ключевые слова
Категория

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.