Исследование текстов малой прозы современной филологией

Идея написания статьи продиктована тезисом С. В. Тарасовой о смещении жанровых координат в традиционной системе малых прозаических форм [16], а, следовательно, о критической оценке сложившихся подходов к изучению малой прозы. Высказанная точка зрения заставляет задуматься о сложной устроенности текстов, а также актуализировать вопрос о существовании метажанрового поля малой прозы.

Хотя рассуждения автора обращены в сторону анализа печатного формата текстов, некоторые положения работы представляются интересными и перспективными применительно к текстам электронной фактуры. Так, например, характеризуя миниатюру, С. В. Тарасова отмечает: «многообразие форм и вариантов бытования миниатюр постоянно раздвигает границы жанров, смещая традиционную литературную “периферию” - анекдот, афоризм, эпиграмму - в центр метажанрового поля, а на их место приходят моностих, однофразовая, одноабзацная миниатюра, часто еще не обозначенные конкретным термином, словом, все то, что еще совсем недавно не принималось всерьез ни исследователями, ни собственно создателями» [16].

Цель статьи

Дать целостное представление о подходах к описанию малой прозы, попытаться ответить на вопрос, в чем заключается сложность текстов, часто не превышающих по объему машинописную страницу.

Текст

Конец XX в. - начало XXI в., несмотря на возросший интерес к малой прозе, отмечается немногочисленными работами [12, 17]. В исследованиях рассматриваются причины смещения жанровых координат новеллистики, оценивается складывающаяся в малой прозе система внутрижанровой иерархии. Отмечается, что при изучении данного литературного явления обнаруживаются изменения не только в качественно-содержательных компонентах каждого жанра, но и в их количественных показателях. Впервые актуализируется вопрос о дифференциации малых и минимальных форм.

Одновременно с работами вышеназванных авторов в середине 90-х годов XX века начинает развиваться лингвопоэтическое направление исследования малой прозы. В большинстве своем лингвистов интересуют вопросы, связанные с художественно-речевым устройством данной жанровой формы.

В частности, некоторые замечания, касающиеся текстов новеллистики, можно обнаружить в монографии Е. В. Падучевой [13]. Природная гибкость малой прозы обусловливает возможность ее описания посредством методологических операций, прилагаемых к анализу художественно-речевой структуры рассказа [15]. Большинство монографических и диссертационных исследований этого периода связаны с характеристикой малой прозы как целостного фрагмента литературно-художественного творчества отдельного писателя [4, 7, 11].

В начале XXI вв. в центре внимания исследователей оказывается вопрос о природе «гибридности» малой прозы. Предпринимается попытка объяснить данное явление через механизм межтекстовой деривации [1, 2]. Основная идея авторов заключается в разработке концепции порождения вторичных текстов на основе межтекстовых деривационных отношений.

Описание внутрижанрового многообразия малой прозы с позиции межтекстовой деривации, по мнению исследователей, призвано решить как теоретические лингвистические задачи текстообразования, так и практические задачи, связанные с характеристикой первичного и вторичного (производного) текста. Изучение малой прозы с точки зрения меж текстового деривационного процесса направлено на описание механизма преобразования исходного текста с дальнейшим моделированием жанрово-стилевых матриц первичного и вторичного текстов. Однако стоит отметить, что выбор достаточно разнородного материала (художественные, переводные, рекламные тексты и пр.) пока не позволил представить стройную концепцию производных текстов.

В последнее десятилетие исследовательский вектор изучения малой прозы сместился в сторону виртуального жанроведения [3, 5, 10, 19], что связано с активным проникновением Интернет-коммуникации не только в социальную жизнь, но и в сложившуюся систему жанровых форм.

В рамках данного направления актуализируется вопрос о функционировании текстов в Интернет-пространстве [14, 18], о том, что происходит с канонической жанровой формой и какой текст рождается в результате подобного влияния. Как нами уже было отмечено в ряде предыдущих работ [6, 8, 9], малая проза в виртуальном пространстве представляет собой достаточно разнородное явление. Представлены не образцовые художественные, смешанные тексты, созданные с помощью средств разных знаковых систем, а также тексты принципиально новой фактуры - электронные. Следовательно, можно говорить о том, что классические жанры малой прозы приобретают иной «жанровый образ» в Интернет-пространстве.

О подобном явлении Е.И. Горошко пишет: «гибридные жанры под воздействием интернет-технологий или значительно видоизменились <...> или мутировали в иные формы, когда становится сложно понять даже, из чего они вышли» [3, с. 11]. Думается, что «явление мутации - это своего рода результат поликодового взаимодействия, гетерогенности текстов на уровне формы и содержания» [6, с. 41].

В виртуальном пространстве перед читателем предстает не привычный формат малой прозы, а своеобразная «материя текста», сотканная из множества различных элементов, существенно влияющих на восприятие текстового целого. Таковыми элементами являются «профайл автора», его «электронная почта», «комментарии к тексту», «статистика», контекстное меню, куда входят страницы: «регистрация», «найти», «рейтинги», «обсуждения», «новинки», «обзоры» и т.д. Текст сопровождается указанием размера файла, даты выставления на сайте и даты его возможного изменения.

Таким образом, анализ подходов к исследованию малой прозы доказывает, что научные изыскания филологов связаны с попыткой объяснить парадоксальное сочетание краткости и сложности текстов данной жанровой формы. Сложность заключается в их «гибридности», природа которой неоднозначна. Данный признак является жанрообразующим, он присущ как каноническому письменному формату текстов, так и новому формату - электронным текстам. Однако механизм, лежащий в основе формирования названного признака, различный. Думается, что в случае канонического формата, «гибридность» может быть описана на основе межтекстовых деривационных взаимодействий.

Природа «гибридности» текстов малой прозы, функционирующих в виртуальном пространстве, осложнена совокупностью различных критериев, в том числе и медийных, влияющих не только на формальные признаки жанра, но и на его языковое воплощение. Следовательно, в процедуре описания «гибридности» необходимо учитывать признаки электронной среды и степень их влияния на жанровую форму. Именно поэтому, как нам кажется, существующие на сегодняшний момент методики описания «гибридной» природы текстов требуют корректировки. Высказанное предположение, разумеется, не претендует на исчерпанность, оно лишь намечает еще один возможный вектор изучения малой прозы.

Библиографический список

  1. Бровкина, Ю. Ю. К проблеме деривационной текстологии / Ю. Ю. Бровкина, Н. А. Волкова, Т. Н. Никонова и др. // Человек - Коммуникация - Текст : сб. ст. / отв. ред. А.А. Чувакин. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2000. - Вып. 4. - С. 5-29.
  2. Василенко, Т. Н. К проблеме определения понятия «гнездо родственных текстов» в деривационном аспекте исследования (на материале оригинального художественного текста и его переводов) / Т. Н. Василенко // Филология и человек. Научный журнал. - № 3. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 109-115.
  3. Горошко, Е. И. Виртуальное жанроведение: становление теоретической парадигмы / Е. И. Горошко, Е. А. Землякова // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». - 2011. - Том 24(63). - №1. Часть 1. - С. 225-237.
  4. Изотова, Н. В. Диалогические структуры в языке прозы А.П. Чехова : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Н. В. Изотова. - М., 2006. - 58 с.
  5. Капанадзе, Л. А. На границе письменного и устного текста: структура и тенденции развития электронных жанров / Л. А. Капанадзе // Голоса и смыслы. Избранные работы по русскому языку. - М., 2005. - С. 305-320.
  6. Кукуева, Г. В. Поликодовость виртуального дискурса / Г. В. Кукуева // Наука и Мир. - 2016. - Т. 3. - № 1 (29). - С. 41-42.
  7. Кукуева, Г. В. Рассказы В.М. Шукшина: лингво типологическое исследование : монография / Г. В. Кукуева. - Барнаул : БГПУ, 2008. - 284 c.
  8. Кукуева, Г. В. Сетевая литература как одна из актуальных форм речевой практики (на материале Интернетжанров эссе и мемуаров) / Г. В. Кукуева // Paradigmata poznani. - 2015. - № 2. - С. 76-79.
  9. Кукуева, Г. В. Эссе как речевой жанр эстетической сферы интернет-коммуникации / Г. В. Кукуева // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2014. - № 1 (34). - С. 62-65.
  10. Лутовинова, О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: монография / О. В. Лутовинова. - Волгоград : Издательство ВГПУ «Перемена», 2009. - 496 с.
  11. Никонова, Т. Н. Рассказ-анекдот В.М. Шукшина как вторичный речевой жанр (эвокационный аспект): Монография / Т. Н. Никонова. - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2005. - 124 с.
  12. Орлицкий, Ю. Б. Большие претензии малого жанра (по итогам первого Тургеневского фестиваля малой прозы) / Ю. Б. Орлицкий. - [Электронный ресурс].
  13. Падучева, Е. В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива / Е. В. Падучева. - М. : Языки русской культуры, 1996. - 464 с.
  14. Плотникова, А. А. Лирическая миниатюра в Интернет-коммуникации (лингвопрагматический и метаязыковой аспект жанра): автореф. канд. филол наук / А. А. Плотникова. - Томск, 2012. - 26 с.
  15. Ревзина, О. Г. Методы анализа художественного текста // Структура и семантика художественного текста : доклады VII-й Международной конференции / О. Г. Ревзина. - М. : Изд-во Московского гос. пед. ун-та, 1999. - С. 301-316.
  16. Тарасова, С. В. Новый взгляд на малую прозу / С. В. Тарасова. - [Электронный ресурс].
  17. Ташлыков, С. Жанр миниатюры в творчестве А.И. Куприна / С. Ташлыков // Судьба жанра в литературном
  18. процессе. - Иркутск : Изд-во Иркутского ун-та, 1996. - С. 97-109.
  19. Ульянова, М. А. Классификация жанров Интернет-дискурса / М. А. Ульянова // Lingua mobilis. - 2014. - №3 (49). - [Электронный ресурс].
  20. Шипицина, Л. Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации / Л. Ю. Шипицина. - Архангельск : Поморский университет, 2009. - 238 с.
Автор
Г. В. Кукуева
УДК
82-3
Аннотация
В данной статье анализируются основные подходы к описанию малой прозы в филологии. Объектом изучения выступают тексты печатного и электронного формата. Основной результат работы заключается в доказательстве того, что «гибридность» текстов, независимо от субстратной составляющей, имеет статус доминантного признака как на уровне жанровой детерминации, так и на уровне содержательно-композиционных характеристик. Высказывается мысль о необходимости разработки методики анализа текстов, размещенных в Интернет-пространстве, через соединение уже имеющихся методических процедур с процедурами жанрового описания компьютерно-опосредованной коммуникации.
Название на английском
Studying flash fiction texts by means of the modern philology
Summary
In this article, the main approaches to the description of flash fiction in philology are analysed. The research object are texts in printed and electronic forms. The main result of the work is the proof that text hybridism, apart from substrate element, has a status of dominant property both at the levels of genre determination and content and composition properties. The idea of the necessity of developing the analysis methodology for Internet-texts through the connection between the already existing methodological procedures and the procedures of genre description of computer-mediated communication is suggested.
Категория

Добавить комментарий