Понятие «гендер» в научном дискурсе

Постановка проблемы.

В любой науке появление новой области изучения предполагает развитие дискурса вокруг заданной изучаемой темы. Вопрос употребления термина «гендер» был поставлен на рассмотрение недавно (в России с 1990-х годов), так как само понятие считается новым. Из этого следует, что существует ряд проблем, которые должны быть решены дисциплинами, изучающими этот термин и использующими его. Распространение термина «гендер» получило свое развитие под влиянием феминистских движений, которые предполагали теорию гендерного равенства. Впервые термин «гендер» употребил психолог Роберт Столлер в 1968 году с целью разграничения женских и мужских поведенческих признаков [1]. Изучением данного вопроса в России занимались исследователи: Н. А. Блохина в работе «Понятие гендера: становление, основные концепции и представления» [1],

О.А. Воронина в статье «Гендер. Словарь гендерных терминов» [2], С. В. Шакирова в работе «Толкование гендера» [10] и др.

Гендерология как наука о гендере носит междисциплинарный характер, ведь в настоящее время данное понятие является одним из объектов изучения в социологии, лингвистике, философии, антропологии, психологии, искусствоведении, литературоведении и т.д.

Цель статьи - рассмотреть различные подходы к определению понятия «гендер» в отечественном гендерном исследовании, определить вопросы, которые касаются понятия «гендер» в научных дискурсах.

Изложение основного материала исследования.

В настоящее время гендерная проблематика является одним из наиболее популярных вопросов не только в социологии, философии, психологии, педагогике, но и в лингвистике и литературоведении. В филологических науках данный термин рассматривается как фактор, который способен влиять на его верное употребление в процессе коммуникации, на создание и восприятие литературного произведения.

Наука об обществе (социология) выделяет два понятия: «пол» и «гендер». Первое понятие определяет набор анатомо-физиологических качеств, относящихся к человеку, а второе - социальное положение индивидов в обществе, их роль. Вышеуказанные понятия неразрывно связаны и влияют друг на друга.

Пользуясь «Социологическим словарем», дадим точное определе¬ние рассматриваемому понятию. Гендер (от англ. gender - род) - это совокупность представлений о личностных и поведенческих особенно¬стях мужчины и женщины [7, с. 67]. Следовательно, главными призна¬ками дифференциации являются половое разделение и особенности поведения индивидов разного пола.

Н. А. Блохина в работе «Понятие гендера: становление, основные концепций и представления» [1] утверждает, что гендер выступает цен¬тральной категорией гендерных исследований, трактуемых как междисциплинарная научная область знания. Ученый считает, что понятие «гендер» - новое слово, следовательно, и в обыденной речи, и в научном дискурсе это слово имеет новые нюансы в его семантике, поскольку с введением нового слова в повседневный или научный обиход изменяется ракурс рассмотрения соответствующих вещей и явлений, по-иному ставятся акценты. Это значит, что актуальность изучения понятия «гендер» заключается в его толковании и общественном употреблении.

По мнению А. Н. Шевченко, гендерные исследования «... в современных условиях направлены на изучение гендера как специфического инструмента детерминации мужской и женской индивидуальности и механизмов ее формирования в процессе обучения и воспитания. Это обусловлено тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы маскулинности и феминности, что не способствует позитивной гендерной социализации» [12, с. 261]. Исследователь настаивает на том, что «Профессия учителя-филолога в силу воспитательного потенциала изучения языка и литературы является одной из наиболее гендерно-чувствительных сфер в системе образования» [11, с. 163].

О. А. Воронина в статье «Г ендер. Словарь гендерных терминов» [2] выделяет три подхода к определению рассматриваемого понятия.

В первом подходе гендер рассматривается «как особая социальная категория. Данный подход основан на двух постулатах:

  • гендер конструируется посредством разделения труда, социализации, системой гендерных ролей, средствами массовой информации, семьей;
  •  гендер строится самими индивидами на основе гендерной идентификации, принятия, заданных обществом норм, осознание этих норм и подстраивания под них через демонстрацию манеры поведения, одежду и т.п.». В данном анализе понятие «гендер» рассматривается как аспект общественных отношений и как само отношение людей к гендерному разделению на основе пола и поведения.

Второй подход рассматривает гендер как вспомогательную категорию, на основе которой выстраиваются упорядоченные отношения в социуме подобно возрасту, классу, расе [2, с. 9]. Этот подход предполагает, что понятие «гендер» влияет на строй общественных отношений и важными аспектами в данном вопросе являются биологические и социальные факторы.

Третий подход интерпретирует гендер как культурную метафору. Такое понятие широко используется в культурологических исследованиях и опирается на укоренившиеся определенные установки и ценностные ориентации в отношении мужского (как рационального, духовного, божественного) и женского (как чувственного, телесного, греховного) [Там же, с. 9]. Такая точка зрения в определении понятия «гендер» носит культурно-социальный характер и вводит понятия «женского» и «мужского» как основного признака гендерного разделения.

С. В. Шакирова в работе «Толкование гендера» [10] считает, что понятие «гендер» содержит в себе следующие признаки: преимущественно врожденные признаки: класс, пол, раса, этничность, религия; индивидуально достигнутый статус: уровень образования, род занятий, профессия, семейное положение, родительские функции, престиж, богатство, власть.

Из вышеуказанного следует, что термин «гендер» вбирает в себя все аспекты биологической, социальной и культурной жизни индивидов, которые неразрывно связаны между собой, взаимодействуют и влияют друг на друга.

Понятие «гендер» появилось только в XX веке [5], поэтому возникают дискурсы, которые касаются его употребления. Существует ряд вопросов, которые заключаются в следующем: 

  •  Большая часть научных трудов, посвященных дифференциации общества на мужской и женский пол, не использует понятие «гендер».
  • Это значит, что употребление данного термина должно быть внедрено в научную литературу, но при этом необходимо понимать точное его определение.
  • Каким образом гендер влияет на социокультурный аспект женской и мужской самоидентификации?    
  • Вопрос гендерного неравенства.    
  • Выбор между понятиями «пол» и «гендер» в написании работ, посвященных теме социальной и физиологической дифференциации общества.    
  • Одна из проблем употребления понятия «гендер» касается переводов иноязычных текстов, то есть, решения верного использования данного термина;
  • Как общество формирует гендерные отношения?  
  •  Рассматриваемый термин возник в английском языке и является синонимом категории рода. Именно поэтому часто возникают неясности в лингвистическом описании данной категории [3, с. 112].

Из вышеуказанного ряда вопросов можно сделать вывод, что они относятся как к языковой стороне использования данного термина, так и к социальной. Решением данных вопросов занимается гендерология, социология и лингвистика, так как дискурсы, которые предполагают решение данных вопросов, касаются указанных наук.

В России вопрос употребления термина «гендер» впервые поднял С. А. Ушакин в работе «Поле пола: в центре и по краям» [9]. Он утверждает, что понятие «гендер» не имеет в русском языке адекватных символических форм. Исследователь считает, что этот термин стоит применять только в плане культурного, социального положения человека, а для его биологического определения необходимо обращаться к термину «пол».

Стоит отметить, что в научных дискурсах чаще употребляются производные от термина «гендер», чем он сам, например, такие как «гендерные аспекты», «гендерные исследования», «гендерология», «гендерные роли» и т.д. Это указывает на то, что сам термин не содержит в себе наиболее полную смысловую нагрузку и необходимо прибегать к его дериватам.

Ссылаясь на «Словарь гендерных терминов» [8], можно сказать, что выделяют два понятия, которые противопоставлены друг другу: «маску-линность» и «фемининность». Первое означает мужское начало, а второе понятие определяет женское начало. Два данных термина содержат в себе определенные образцы биологического, социального, психологического, психического и культурного поведения мужчин и женщин, для которых характерны особые признаки и нормы. Основной признак дифференциации маскулинности и фемининности - различие полов. Современный гендерный подход предполагает, что для общества важны не те физиологические качества, которыми наделен индивид, а его социальное положение, утверждение как личности, психологическое состояние. Данные положения формируются обществом, определяют наиболее верное поведение мужчин и женщин в социальной среде. Маскулинность и фемининность являются моделями поведения, которые предписаны обществом и содержат в себе те нормы и представления, которыми должны обладать мужчина и женщина [5, с. 58].

Рассмотрение данного вопроса хорошо проявляется на примерах художественной литературы, в частности, в формировании образов ге¬роев, которым присущи те или иные качества в зависимости от биологического и социального статуса. Ярким примером разграничения маскулинности и фемининности служит произведение А. С. Пушкина «Евгений Онегин» [6]. Все герои данного художественного текста обладают определенным набором качеств и характеристик. Например, Онегину нравится светская жизнь, при этом он живет без особых интересов, часто хандрит и любит женское внимание. Противоположностью Евгению можно назвать Владимира Ленского, для которого характерны роман¬тичность и открытость души. Что касается женских образов в произведении «Евгений Онегин», то можно сказать, что писатель создал два образа русских девушек того времени. Татьяна - мечтательная натура, которая желает доброй и светлой любви. Она молчалива, часто проводит время на природе. Её противоположностью является младшая сестра Ольга, которую можно назвать типичной молодой дворянкой. Она кокетлива, смешна, в ней есть шаловливость и ветреность. Из этого можно сделать вывод, что в произведении «Евгений Онегин» собраны разные мужские и женские образы, которым свойственны те или иные качества.

Другим ярким примером маскулинности и фемининности как моделей поведения в тексте является произведение А. И. Куприна «Олеся» [4]. Главная героиня данной повести, Олеся, живет в лесу вместе с бабушкой. Девушка не умеет читать, но умеет гадать на картах, предска¬зывать будущее. Ей нравится жить в лесу, где нет людей. Но судьба сводит ее с молодым дворянином Иваном Тимофеевичем, который живёт в приличном обществе, хорошо образован. Слияние двух противо¬положных наборов качеств героев и моделей жизни привели к расставанию персонажей. На примере данного произведения мы наблюдаем отображение в художественном тексте разных признаков маскулинности и фемининности.

Вопросы, рассматриваемые гендерологией и науками, включающими данное понятие в область исследования, предполагают, что поведение мужчин и женщин в обществе, их принадлежность к социальному статусу организуют социальную структуру общества, ее поведенческие нормы, ментальные и эмоциональные характеристики отдельных личностей.

В ходе исследования был проведен анализ понятия «гендер» в научном дискурсе. Были обозначены семь вопросов, которые составляют проблемное поле данной категории; указаны науки, в круг задач которых входит решение указанных проблем, определены различия между терминами «маскулинность» и «фемининность».

Термин «гендер» занимает достойное место и в литературоведении, поэтому нами приведены примеры художественных произведений, в которых эта проблема находит свое отражение.

Литература :

  1. Блохина, Н. А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления / Н. А. Блохина // Общество и гендер. - Рязань : Поверенный, 2003. - 368 с.
  2. Воронина, О. А. Гендер / О. А. Воронина // Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой. - Москва : Информация - XXI век, 2002. - 344 с.
  3. Кирилина, А. В. Гендер и язык. / А. В. Кирилина. - Москва : Языки славянской культу¬ры, 2005. - 624 с.
  4. Куприн, А. И. Олеся / А. И. Куприн. - Москва : Эксмо, 2013. - 157 с.
  5. Петрова, Р. Г. Гендерология и феминология. / Р. Г. Петрова. - Москва : Издательско¬торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 271 с.
  6. Пушкин, А. С. Евгений Онегин / А. С. Пушкин. - Москва : Худож. лит-ра, 1967. - 220 с.
  7. Словарь гендерных терминов [Электронный ресурс] / под ред. А. А. Денисовой. - Москва : Информация XXI век, 2002. - 78 с
  8. Шакирова, С. В. Толкования гендера / С. В. Шакирова // Сборник статей по гендерным исследованиям. - Алма-Аты : Центр гендерных исследований, 2000. - С. 6-32.
  9. Шевченко, А. Н. Гендерная компетенция в структуре профессиональной компетентности филолога / А. Н. Шевченко // Компетентностая модель филолога : коллективная монография / И. Б. Каменская, Я. М. Бузинская, А. И. Каменский, Ю. К. Картавая, А. Н. Шевченко ; под общ. ред. И. Б. Каменской. - Симферополь : ИТ Ариал, 2017. - С. 158-195.
  10. Шевченко, А. Н. Система педагогических условий гендерного воспитания младших школьников / А. Н. Шевченко // Проблемы современного педагогического образования. - 2014. - № 44 (1). - С. 261-268.
Автор
Дудинова Наталья Алексеевна
Автор 2
Пигнастая Дарья Григорьевна
УДК
316.346.2
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к определению понятия «гендер» в отечественной научной парадигме, определены вопросы, которые касаются исследуемого понятия в научных дискурсах.
Название на английском
The concept of "gender" in scientific discourse
Summary
In the article approaches to the definition of the concept of gender in the domestic gender paradigm are examined, questions concerning the concept under consideration in scientific discourses are outlined.
Категория

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.