Изготовление масок японского театра Но

В японском театральном драматическом искусстве - «театр Но» главным средством выразительности является маска. Она играет настолько существенную роль, что его нередко называют театром масок.

Процесс изготовления

Процесс изготовления масок подчиняется системе канонических установок [1, с. 185-201]. Маски вырезаются из японского кипариса. Древесину используют через 10-12 лет после вырубки. Бревна выдерживают в воде 5-6 лет, затем несколько лет сушат. Древесина освобождается от смолы, становится очень прочной. Исходным материалом для изготовления маски служит брусочек правильной четырехгранной формы. Мастер начинает работу с заточки инструментов - резцов, ножей, долот. В это время он настраивается на работу и приводит себя в творческое состояние.

Затем мастер наносит разметку на лицевую сторону бруска. Горизонтальными линиями отмечаются канонические пропорции лица. Далее мастер вырубает основные крупные плоскости маски. Он работает разнообразными долотами с помощью молотка. Эта стадия называется «грубая резьба» и считается важнейшей. В старину «грубая резьба» осуществлялась мастером, а его ученики только дорабатывали.

Следующая стадия называется «детальная проработка». Для этого используются резцы и ножи разной формы. Затем приступают к обработке внутренней стороны маски с помощью изогнутого долота. Далее мастер сглаживает лицевую и внутреннюю стороны маски и покрывает лаком внутреннюю сторону. Она непосредственно соприкасается с лицом актера и поэтому подвергается тщательной обработке. С внутренней стороны маски сохраняются следы работы мастера, его «почерк».

Далее мастер приступает к грунтовке и раскраске лицевой стороны маски. Грунт состоит из толченых морских ракушек, растворенных в воде с добавлением клея. Грунт наносится в 15 слоев, причем каждый третий слой шлифуется наждачной бумагой. Грунтовка должна быть максимально тонкой. Затем производится окраска маски общим фоновым тоном. Для этого применяется мелкозернистый мел, который смешивается в необходимых пропорциях с краской (обычно киноварью или смесью киновари с золотым порошком). Тончайшие слои фона наносятся пять раз. После общей тонировки маске придается так называемый старинный вид. 

Маску коптят над дымом от сжигания сосновых чурок, и она постепенно приобретает налет благородной древности. Затем приступают к детальной раскраске лицевой стороны маски. Сначала прорисовываются глаза красной краской и черной тушью, подкрашиваются губы. Заключительный этап — рисование тушью бровей и прически. Когда нарисованы брови, маска считается законченной.

Литература

  1. Анарина Н. Г. Сакральная телесность японской художественной вещи. Вещь в японской культуре. - М.: Восточная литература, 2003. - 200 с.
Автор
М. А. Кузьмичева
Аннотация
В японском театральном драматическом искусстве - «театр Но» главным средством выразительности является маска. Она играет настолько существенную роль, что его нередко называют театром масок.
Название на английском
Making masks Japanese theater Noh
Summary
In the Japanese drama theater - “theater No” the main means of expression is the mask. It plays such a significant role that it is often called the theater of masks.
Ключевые слова

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.