Китч в архитектуре и дизайне

1.1    Определение

Проявления китч есть разные этимологические и смысловые интерпретации в отдельных языках: Б.И. Кононенко находит три корня этого термина: англ. “кухонное”, предметы недостойные (непригодные) для использования за пределами кухни; нем. музыкальный жаргон. ХХ в. - ”халтура” (по дешёвке); нем. “дешевка”[1]. По мнению Е.Н. Карцевой [2], в основе термина «китч» стоит немецкий термин “Kitsch” — от verkitschen, kitschen — дешёвка, который возник в середине XIX века. Но, как заметил автор, в интересующей нас материальной области, явление гораздо более старинное и встречается в разнообразных реестрах форм и образов. Такие исследователи, как В. П. Руднев [3], связывают китч с постмодернизмом и его проявлениями. По его мнению, корень этого слова - польский и означает «имитация».

В своем эссе „Китч, китч, китч, ура!“ Умберто Эко пишет: „В большинстве случаев китч не в самом произведении, а в нашем взгляде на него“ [4]. Мы считаем, что он прав, так как китч - это исторический феномен, который имеет разные измерения по отношению к позиции наблюдателя. Таким образом, восприятие „китч“ во времени меняется по отношению культурного, эстетического контекста и др. Часто объекты, задуманные как инновация, или „последний крик моды“, через некоторое время воспринимаются как наивные и/или китч.

По нашему мнению, таким примером является Китайский павильон в Сан-Суси: для своего времени (XVIII в.), он представлял собой характерный образец повсеместной моды Шиноазри— [chinoiserie], в которой интерпретируются образы и мотивы из искусства Дальнего Востока (Китай и Япония). Сегодня, однако, фигуры и архитектурная декорация вызывают противоречивые впечатления из-за чрезмерного использования золота, взаимодействия материалов и орнаментов, наивно европеизированные лица и фигуры „китайцев— и острое ощущение неоднородности (ил. 1).

Ил. 1. Китайский павильон в Сан-Суси, Chinesisches Teehaus in Potsdam, Park Sanssouci.
Ил. 1. Китайский павильон в Сан-Суси, Chinesisches Teehaus in Potsdam, Park Sanssouci.

По мнению Ж. Бодрияра: китч является эквивалентом, клише в мышлении — [5]. Это утверждение, однако, можно назвать слишком общим, поскольку клише представляет естественной и необходимой частью языка. Кроме того, Ж. Бодрияр правомерно использует термин псевдопредмет — при описании китча в дизайне, что для нас является еще одним аспектом о сути явления. Бодрияр пишет: „...с начала эры универсальных магазинов всеобщая торговля „безделушек— становится одним из главных проявлений китча и одной из самых выгодных линии торговли— [5]. Может быть, даже массовое производство и продажа изделий для быта со времен эклектики (особенно во второй половине XIX века) имеют сходные „псевдо— характеристики.

1.2    Причины возникновения китча

— Китч является продуктом индустриальной революции, которая урбанизирует общества Западной Европы и Америки”, - пишет Клемент Гринберг [6]. По его словам, явление (китч) обусловлено экономическими и социальными факторами, и становиться основой универсальной (массовой) грамотности и знаний. Мы считаем, что эти аспекты существенные. Однако само явление исторически намного старше.

Другие авторы, как Роджер Скрутан [7] определяют развитие китча как неизбежную часть демократической культуры и даже как возможного механизма современных и авангардных течений ХХ века. Можно сказать, что ищущие и активно экспериментирующие художники этого периода боятся воспроизводить традиционное академическое и реалистическое искусство, чтобы не — упасть” в китч и поэтому создают новые решения в противоположном направлении. Думаем, это так и потому что инновация и оригинальность становятся доминирующими ценностями современной художественной мысли. Ясно, что феномен —китч” интерпретируется неоднозначно разными авторами, школами и направлениями. Это - конечно, связано с их знанием и опорой на конкретный регистр искусств, эпох и специфичных проявлений китча в них. В связи с этим, мы сосредоточим наш интерес на ряде вопросов, принимая во внимание культурную и региональную обусловленность феномена: Каковы семантические аспекты китча? Каковы формы его комплексных проявлений? Может ли китч быть элементом стиля, и какие это стили? Когда китч оригинальное авторское “вмешательство” (осознанный элемент решения дизайнера)? Когда это следствие отсутствия знаний, культуры и профессионализма?

2.    Семантические аспекты китча

Мы можем сформулировать следующие семантические характеристики китча (подтвержденных нашими эмпирическими исследованиями и на основании уже цитированных определений):

2.1    Механическое копирование общеизвестных «шаблонов»

Примером этого может послужить современный спальный интерьер с копией «Раненой Амазонки» Поликлета [8, 9]. Таким образом, за счет использования статуи в ее новой предметной среде, полностью меняются и ее характеристики, и воздействия.

2.2    Профанизация символов

Таким изделием является, например, туалетная крышка украшенная королевской короной (символ абсолютной власти) [10]. К этому проявлению китча (профанизация) можно отнести и замену средств/медиа в копировании известной культурной модели. Примером может быть перенос изображения с живописи на пластическую фигуру, скажем как статуэтка “Венеры” Боттичелли - предназначена для продажи в качестве сувенира1.

Аналогичный эффект имеет и использование объекта вне его функционального контекста. Часто это предметные формы и декорации прошлого, которые используются сегодня в совершенно иной среде. Это иллюстрирует образец римского саркофага (ил. 2), используемый для основания кухонного стола (ил. 3).

Ил. 2. Древний саркофаг Ratsiaria. Саркофаг. Арчар (Ratsiaria), Видин район. Вторая половина 2-го века, София Археологический музей.
Ил. 2. Древний саркофаг Ratsiaria. Саркофаг. Арчар (Ratsiaria), Видин район. Вторая половина 2-го века, София Археологический музей.
Ил. 3. Использование «саркофага» в «китчозной» кухонной окружающей среды
Ил. 3. Использование «саркофага» в «китчозной» кухонной окружающей среды

2.3.    Слащавость

В таких случаях признаки архитектуры и среда интерьера определяются, как: кукла «Барби» [11], засахаренное, “напудренное” (ил.4). Используются соответствующие яркие и светлые цветовые сочетания и материалы, знаки и символы, которые связанные с положительными характеристиками и эмоциями.

Ил.4. Деревенский дом от Адаре, Лимерик, Ирландия.
Ил.4. Деревенский дом от Адаре, Лимерик, Ирландия.

2.4.    Порнография

Из-за разницы в выразительных средствах и масштаба, в отдельных образцах архитектуры и дизайна в современности, ощущение порнографии отличается, как нюанс и сила. В предметной среде это часто объекты натуральной величины, которые воспроизводят характерные формы человеческого тела. Эманацией этой тенденции, (как пример) является стул Алана Джонса 1969 года - из галереи Тейт [12], но есть много буквальных решений в широком кругу сбыта. В архитектуре, однако, встречаются схематические и символические визуальные ассоциации. Они не всегда четко однозначно представлены, воспринимаемы и интерпретированны. Чаще всего упоменаются как объекты с подчеркнутым сексуальным подтекстом некоторые небоскребы: здания Нормана Фостера в Лондоне [13], Жана Нувеля в Барселоне [14] и др. Подобный болгарский пример, это внушающий в определенном ракурсе такие ассоциации офисное здание Софии на улице “Христо Белчев” (ил. 5). На самом деле, еще с древности в богатой истории мировой архитектуры (культовой и светской) есть множество примеров эротики. Но, как и в храмовых ансамблях, так и в селениях, эротичное само по себе не имеет порнографскую характеристику. В этих случаях, ландшафтная и пространственная среда, семантический и символический аспект архитектурных ансамблей в их богатстве и разнообразие удаляют несомненное впечатление китча. Этого, однако, нельзя сказать о современных образцах (типа просмотренных уже) из-за их формализма и фрагментации, “показушная” изоляция от общей городской картины.

Ил.5. Административное сооружение на ул. “Христо Белчев”, София.
Ил.5. Административное сооружение на ул. “Христо Белчев”, София.

2.5.    Снобизм

Снобизм это сложное явление, предшественником которого, вероятно, дендизм в конце XVIII и в начале XIX века. Он формируется в эпохе романтизма в Англии и распространяется в других европейских странах, стремясь подчеркнуть индивидуализм и поиск высоких эстетических качеств, в моде и в предметах домашнего обихода, в отличие от массового буржуазного вкуса. Дендизм, (как один из аспектов снобизма на наш взгляд), пишет Ю.М. Лотман, раскрыт А.С. Пушкиным во фразе: “Это наглость прикрытая издевательской вежливостью, составляет основу поведения денди” [15]. Снобизм тоже является одним из проявлений именно таких личностных, сословных и художественных направлений. С массовизации культуры, это стало всеобщее явление, а не как прежде - характерное только для конкретного класса или элиты. В его использовании ищутся помпезность, эксклюзивность, индивидуализация, формы создания “искусство для искусства”. В архитектурных объектах, образцы подобного китча можно отличаются чрезмерным акцентом на индивидуальный выбор функцию или стиль. Например, это пластичные формы Церкви “Мартин Лютер” в Хайнбурге (Hamburg) авторов из студии Кооп Химмелблау (Coop Himmelblau из Австрии (ил. 6). В данном случае авторская манера интерпретации геометрии полностью изменяет направленность и фокус духовных и функциональных характеристик.

Ил.6. Церковь Мартина Лютера в Хайнбург.
Ил.6. Церковь Мартина Лютера в Хайнбург.

В статье Анетой Васильевой показывается как пример экоснобизма “Дом медведей” (гостевая соломенная хижина в горах Родопы), о котором читаем: „... сюда экотема служит в качестве прикрытия для безумных строительных намеренней”... ею воспользуются, потому что это cool-круто, сильно и престижно” ... “мода, которая лишает экологию и энергоэффективности и смыслом, и использует их только в виде пустых оболочек” [16].

Как вариант снобизма в интерьере и предметной среды могут быть дешевые заменители дорогих и роскошных материалов, декорации или изделий. Это явление особенно распространено в производстве современной моды и аксессуаров для домашнего обихода. Кульминацией китча в наше время мы можем увидеть в известных золотых унитаза, включающих в себя уже перечисленные варианты китча: профанизм, порнография и снобизм.

3.    Комплексные проявления китча

3.1.    Чрезмерность

Отличается чрезмерным накоплением элементов в одном объекте. Речь идет об использование слишком широкого регистра стилевых и пластических форм, декорации, орнаментов и мотивов, которые создают ощущение визуального перенасыщения. Предшественниками этой тенденции являются множество экстерьеров, общественных зданий и внутренних интерьеров эклектических решений прошлого в богатых буржуазных семей.

3.2.    Неоднородность

Здесь имеем в виду разнообразие в стиле, формах, материалах, мотивах и орнаментах. В этом случае можно указать на отдельные помещения во дворцах Людвига II Баварского (ил. 7, 8).

Ил. 7. Интерьер от замка Нойшванщейн, спальня.
Ил. 7. Интерьер от замка Нойшванщейн, спальня.

Они построенные в “пике” европейской эклектики: Нойшванщейн был завершен в период 1869-1886 гг., а Линдерхоф в 1874-1878 гг. Романтические пристрастия этого владетеля, предполагают хаотические и противоречивые решения интерьера и окружающей среды в его замках.

Ил. 8. Интерьер дворца Линдерхоф - Пещера Венеры
Ил. 8. Интерьер дворца Линдерхоф - Пещера Венеры

3.3    Китч, как проявление стиля

Как мы уже показали, некоторые примеры китча могут быть неотъемлемой частью стиля эпохи. За исключением последних нескольких десятилетий, китч, как элемент стиля, особенно в архитектуре, встречается гораздо реже, чем в дизайне. Причины этого:

  • требуемый уровень профессионализма и сотрудничества с большим числом специальностей;
  • более высокая стоимость архитектурного продукта по сравнению с дизайнерским продуктом;
  • меньшее количество пользователей архитектуры по сравнению с пользователями дизайна;
  • большая степень участия спонсора в конечном продукте интерьера и дизайна.

Однако в архитектуре можно увидеть китч-решения в следующих архитектурных стилях: маньеризм [17], XVIII век - китаизм (уже упомянутый в случае китайский павильон Дворца Сан-Суси в Потсдаме; эклектика (иллюстрируемая дворцами Людвига II Баварского, Art Nouveau, ар-деко, социалистический реализм и постмодернизм.

Ил. 9. Дворец каталонской музыки, Барселона, интерьер, (Дом построен в ериод 1905-1908 гг. попроекту Луиса Домене и Монтанера).
Ил. 9. Дворец каталонской музыки, Барселона, интерьер, (Дом построен в ериод 1905-1908 гг. попроекту Луиса Домене и Монтанера).

В рамках тех стилей, элементы китча встречаются наиболее часто когда: о намеренно увеличиваются некоторые части и мотивы; о увеличивается масштаб некоторых пространств и их сегментов; о злоупотребления (иногда в виде шутки) с материалами и украшениями во всех его формах; 

  • чрезмерно символический акцент.

Именно эти архитектурные особенности объектов становятся носителями «вульгарного», «кичевого» характера. По сравнению с архитектурой, в дизайне есть разница в стилях, которую носители китча понимают в качестве созидательной единицы. К уже перечисленным стилям мы можем прибавить и направления радикального дизайна, поп-арта, особенно у более известных авторов и их реализации.

3.4    Китч как авторское творчество

Некоторые дизайнеры применяют преднамеренное использование профессионального китча. Это совершенно сознательное послание, представляет собой индивидуальную игру стилей, изобилуя ироническими посланиями. Подобные примеры такого специфического присутствия автора, мы уже видели в постмодернизме. Эта игра стала визитной карточкой таких известных художников радикального дизайна и поп-арта, как Этторе Соттсасс , Алессандро Мендини, Андреа Бранци14 или Макс Кленденинг [18].

Выводы

По нашему мнению, «китчевая» семантика: плагиатство, профанация, слащавость, порнография и снобизм являются наиболее распространенным следствием низкого профессионализма и/или следование желаниям клиента и моды в слепую. Дурной вкус может проявляться и в пластических формах, которые имеют слишком много элементов, и в разнородных сочетаний стиля и украшений, используемых как в архитектуре, так и в интерьере. Однако, как мы заметили, проявление китча как запрос профессионального автора в отдельных случаях, связано с высокими знаниями и большим художественным талантом. В другом направлении, китч может полностью исключить авторское вмешательство, отражая любительство или примитивное производство. Это представляет определенную самородную или бытовую сентиментальность, но в данной статье мы не рассматриваем подобные акты проявления китча или, связанных с ними этническими, маркетинговыми, туристическими и другими факторами. Даже беглый обзор проявлений китча, в представленных здесь областях, раскрывает его многообразие с точки зрения образцов, материалов, пластики, декорации и т.д., а также его тесные связи с рядом социальных и культурных явлений. Можно предположить, что некоторые из форм китча (например, снобизм и порнография) присутствовали еще со времен Римской империи. Это богатство китча логически связано с уровнем благосостояния и разнообразием человеческой культуры.

Причины существования китча и масштабы этого явления коренятся в эволюции цивилизации (в ее материальных и духовных продуктах), а также и в человеческой природе и в ее психологических и психических измерениях. Явление китча полностью определяет и выражает содержание (семантическое, символическое, образное и т.д.), как и комплексную, формально-пластическую характеристику объектов.

Список литературы

  1. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. - Вече, 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/851/%D0%9A%D0%98%D0%A7 (дата обращения 11.01.2017).
  2. Карцева, Е. Н. Кич, или Торжество пошлости. - М., Искусство, 1977. - 159 с. [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/851/%D0%9A%D0%98%D0%A7. (дата обращения 11.01. 2017).
  3. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века. - М., Агаф, 1997. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW/slowar.txt (дата обращения 11.01. 2017).
  4. Еко, Умберто. Кич, кич, кич, ура! / В. L'Espresso. [Электронный ресурс]. URL:http://offnews.bg/news/Kultura_33/Umberto-Eko-Kakvo-e-kich_394497.html (дата обращения 11.01. 2017).
  5. Бодрийяр, Жан. Китч, Общество потребления. Его мифы и структуры. - М.: Культурная революция; Республика, 2006.    - С. 144-146. [Электронный ресурс]. URL: http://ec-dejavu.ru/k/Kitsch-2.html (дата обращения 11.01. 2017).
  6. Greenberg, Clement. Avant-garde and kitsch.1939 / Clement Greenberg „Kitsch is a product of the industrial revolution which urbanized the masses of Western Europe and America—. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sharecom.ca/greenberg/kitsch.html (дата обращения 23.01.2017).
  7. Scruton, Roger, Kitsch and the Modern Predicament, City Journal, Winter 1999 The Social OrderArts and Culture. [Электронный ресурс]. URL: http://www.city-journal.org/html/9_1_urbanities_kitsch_and_the.html (дата обращения 23.01. 2017).
  8. Питер-Дизайн.Ру. Стиль “китч” в интерьере. [Электронный ресурс]. URL: https://piter- design.ru/wp-content/uploads/2017/01/stil-kitch-v-interere-5.jpg (дата обращения 11.01. 2017).
  9. The Met, Heilbrunn Timeline of Art History, Marble statue of a wounded Amazon. [Электронный ресурс]. URL: http://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/32.1L4/ (дата обращения 23.01.2017).
  10. reKITSCH, Our everyday kitsch, Intimate kind of kitsches, February 20, 2013. [Электронный ресурс]. URL:    https://rekitsch.files.wordpress.com/2013/02/home_bathroom_toilet.jpg] (дата обращения 23.01.2017).
  11. Bedroom Style Ideas, Decorating Trend Bedroom Style and Design IdeasBarbie Bedroom Decor, Margareta Stewart | April 16,    2012. [Электронный ресурс]. URL: http://bedroomstyle.erichinenglish.org/23943/barbie-bedroom-decor (дата обращения 23.01. 2017).
  12. Стул Алън Джонс, 1969 г. Галерия Тейт, TATE, ART & ARTISTS, Allen Jones, Chair, 1969, Photo: © Tate, London, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tate.org.uk/art/artworks/jones- chair-t03244 (дата обращения 23.01. 2017).
  13. Independent, News/UK/This Britain, Architecture: The Gherkin goes global, Monday 17 October 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/this-britain/architecture- the-gherkin-goes-global-320365.html (дата обращения 11.01. 2017).
  14. ARCHDATA, Torre Agbar. [Электронный    ресурс]. URL: http://www.archdata.org/buildings/11/torre-agbar (дата обращения 23.01.2017).
  15. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX века). - Санкт-Петербург: Искусство, 1994. - С. 123-135.
  16. Whata. Еко снобизъм, Василева, Анета. 15.05.2009. [Электронный ресурс]. URL: http://whata.org/blog/eko-snobizm (дата обращения 11.01. 2017).
  17. Palazzo Zuccari, 16-17th century, door; In C.V. Montanaro, A. Fasolo, Palazzi and Villas of Rome. - Arsenale Editrici, 1999, Verona, pp. 186-187.
  18. Lasky, Julie All Hail Max Clendinning, the "Miximalist" of British Interior Design, Curbed,Oct21,2015.[Электронный ресурс]. URL: https://www.curbed.com/2015/10/21/9913214/max-clendinning-british-interior-desigr (дата обращения 11.01. 2017).
Автор
Саша Симеонова Лозанова
Автор 2
Стела Борисова Ташева

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.