«Стиль камарес» или первый живописный опыт в керамике

Для современных дизайнеров керамика «стиля Камарес» (остров Крит, XVI вв. до н. э.) является источником бесконечных разнообразных форм сосудов и мотивов декора, среди которых нельзя найти и двух, совпадающих друг с другом. Впервые именно в этом стиле искусство вазописи максимально раскрыло свой живописный потенциал. После унылой цветовой монотонности большинства археологических культур - это было настоящее богатство блестящего колористического мастерства.

Для керамики «стиля Камарес» характерно изящество орнамента, не уступающее по тонкости самой форме вазы, и тесная связь росписи с формой сосуда, что является признаком высокого мастерства вазописца. Поистине неистощимым художественным воображением должны были обладать гончары и вазописцы, чтобы создавать столь совершенные, не похожие друг на друга сосуды, используя довольно ограниченное количество мотивов декора.

Одним из лучших образцов «стиля Камарес» является двуручная ваза с носиком, происходящая из Кносского дворца (остров Крит). Поверхность ее с двух сторон украшена соединенными в строго симметричные фигуры завитками, внутри которых располагаются звездчатые розетты, под ручками вырастают более крупные орнаменты типа пальметт, представляющие стилизацию растительных мотивов. Полихромия росписи, исполненной белой, красной и оранжевой красками, выделяющимися на коричнево лиловой поверхности вазы, повышает ее декоративность.

В «стиле Камарес» спираль является основным орнаментом росписи. О разнообразии, с каким используется спираль на вазах, свидетельствует большая чаша на ножке из дворца Феста. Роспись ее внутренней стороны состоит из четырех спиральных завитков, объединенных попарно. Две из спиралей украшены зубчиками, перекликающимися с зубчатым завершением края чаши, две других превращены в усики растения, снабженные отходящими от них перистыми листьями. Вазописец умело располагает орнамент на круглой поверхности вазы, заполняя все свободные промежутки дополнительными завитками и листиками.

Исследователи подчеркивают, что изделия, выполненные в «стиле Камарес» могут считаться первыми образцами богатой полихромной палитры в искусстве керамики: «Вазы стиля Камарес ясно показывают, что мир воспринимался критскими художниками как непрерывное вращательное движение, своего рода хороводный танец цветовых пятен и линий» [1].

Литература

  1. Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. - СПб.: Алетейя, 1998.
Автор
С. И. Поспелова
Аннотация
Для современных дизайнеров керамика «стиля Камарес» (остров Крит, XVI вв. до н. э.) является источником бесконечных разнообразных форм сосудов и мотивов декора, среди которых нельзя найти и двух, совпадающих друг с другом.
Название на английском
Style Kamares or the first pictorial experience in ceramics
Summary
For modern designers, ceramics of the “Kamares style” (Crete island, 16th century BC) is a source of endless various forms of vessels and decor motifs, among which one cannot find two that match each other.
Ключевые слова

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.