Танагрские статуэтки. Технологические особенности статуэток из города Танагра

Танагрские статуэтки заняли важное место в истории искусства. Особое значение им придает то, что в них сконцентрировались общегреческие художественные искания. В терракотовой пластике города Танагры органично воплотился скульптурный опыт Праксителя и Лисиппа. Великий французский скульптор XIX века Огюст Роден, признанный одним из создателей современной скульптуры, говорил: «В Танагре есть женственность. Скромная грация задрапированного тела, скрывающего душу, нюансы, которые не выразить простыми словами» [1].

Терракота (от итал. Terra - земля, глина и cotta - обожжённая) - керамические неглазурованные изделия из цветной глины с пористым строением, используется в художественных, бытовых и строительных целях. Танагрские статуэтки делались из коричневой, прекрасно очищенной глины. Для изготовления статуэтки применялись две или более полые формы. Головки изготовлялись отдельно, также в двух формах. После формовки поверхность статуэтки подвергалась дополнительной доработке. Атрибуты - плоды, птицы, веера, шляпы - обычно исполнялись отдельно.

Краски светлого тона накладывались по белой обмазке. Стенки статуэток были довольно тонкие, внутри терракоты были полые. Сзади делалось небольшое отверстие, обычно прямоугольной формы, необходимое для выхода пара при обжиге. Снизу статуэтки оставались открытыми и прикреплялись к тонкой прямоугольной пластинке [2].

Изделия из терракоты изготавливались не только в Древней Греции. Например, в России производство архитектурной терракоты было знакомо ещё со времён Киевской Руси. С XV века в русском зодчестве терракота применялась в декоративной отделке фасадов московских кирпичных зданий, а с XVIII века - в скульптурных эскизах и бюстах.

Отметим, что терракотовые статуэтки Танагры несут в себе декоративное и культовое значение. Они обладают ясностью композиции, а характерной чертой эллинистического искусства является склонность к жанровости.

Литература

  1. Бритова Н. Н. Греческая терракота. - М.: Искусство, 1969. - 180 с.
  2. Белов Г. Д. Терракоты Танагры. - Л.: Советский художник, 1968. - 98 с.
Автор
Е. М. Рекиш
Аннотация
Танагрские статуэтки заняли важное место в истории искусства. Особое значение им придает то, что в них сконцентрировались общегреческие художественные искания. В терракотовой пластике города Танагры органично воплотился скульптурный опыт Праксителя и Лисиппа. Великий французский скульптор XIX века Огюст Роден, признанный одним из создателей современной скульптуры, говорил: «В Танагре есть женственность.
Название на английском
Technological features of statuettes from the city of Tanagr
Summary
Tanagra statues took an important place in the history of art. Of particular importance to them is the fact that they focused the common Greek artistic quest. The sculptural experience of Praxitel and Lysippus organically embodied in the terracotta plastic of the city of Tanagra. The great 19th century French sculptor Auguste Rodin, recognized as one of the creators of modern sculpture, said: “There is femininity in Tanagre.
Ключевые слова

Добавить комментарий