Культурология

Культурно-символическая политика в отношении городской скульптуры

В статье рассматривается взаимообусловленность символического текста городской скульптуры и государственной символической политики. Показаны различия между тоталитарной и современной российской культурно-символической политикой в отношении установки/демонтажа скульптурных памятников. Делаются выводы о возможности и необходимости упорядочивания и управления процессами формирования надындивидуальной культурной памяти.
Автор
Саенко Наталья Ряфиковна
УДК
7.067.3
Ключевые слова
Категория

Рокаильная каноничность биографии Антуана Ватто

Статья на основе исследования о соответствии биографии Антуана Ватто истории Франции периода рококо. Автор ставит вопрос - можно ли на примере судьбы одного человека проследить за нюансами изменений государства, которые привели к революции.
Автор
Никитина И. Г.
Категория

Судьба традиций карамзинизма в творчестве М. Ю. Лермонтова

В статье ставится проблема присутствия и художественной трансформации в творчестве Лермонтова элементов карамзинизма. Воспринимаемый поэтом как уходящая эстетическая традиция, карамзинизм проявляется на уровне создания особых лирических ситуаций и мотивно-образных рядов. Наряду с поэтологическим потенциалом карамзинизма, Лермонтов усваивает и рокайльное чувство скоротечности жизни, которое влечёт за собой своеобразный трагический эпикуреизм. Творчески преобразуемая поэтом рефлексия мимолётности земного счастья сменяется напряженным поиском глубоких духовных оснований, которые способны вернуть человеку утраченную полноту бытия.
Автор
Алпатова Т. А.
DOI
10.18384/2310-7278-2015-6-67-74
УДК
821.161.1.09
Категория

Формула рококо

В данной статье рассматривается превращение обычной буквы S в формулу одного из центральных стилей XVIII в. — рококо, ставшую не просто причиной характерных для него беспокойства и тревоги, но не исключено, что и его разрушения.
Автор
Воротько Ирина Андреевна
УДК
930.85
Категория

Образы винопития на картинах Иеронима Босха: грех чревоугодия в художественной картине мира

Предметом исследования в данной работе являются образы винопития на картинах нидерландского живописца Иеронима Босха. Под таким углом зрения живопись И. Босха ещё не рассматривалась. Задача, которую автор ставит перед собой, - осмыслить образы винопития, их символы и значение в творчестве И. Босха. В результате анализа полотен художника автор приходит к выводу, что образы винопития основываются на религиозном мировоззрении Босха, а также являются отражением национального сознания в эпоху позднего Средневековья.
Автор
Подгорная Инна Александровна
УДК
008
Категория

Китч в историко-культурной ретроспективе

Цель статьи - раскрыть характерные черты феномена китча в художественных стилях предыдущих эпох задолго до его теоретического обоснования. Автор рассматривает различные направления в искусстве с позиции будущей эстетики китча, его норм и законов репродуцирования художественных образцов. Ретроспективный анализ позволил констатировать некоторые закономерности генезиса и развития данного явления культуры, обусловленные художественно-эстетическими взглядами общества в прошлом.
Автор
А. Ф. Поляков
Категория

«Стильная» реклама и рекламный китч как оппозиция элитарной и массовой культуры

В сравнении анализируется понятие элиты как социальной группы - в общем понимании термина и в культурологическом. Содержательно раскрываются такие понятия, как элитарная культура, недоступная или малодоступная массовым слоям общества вследствие отсутствия у них причастности к ресурсам, образованию, модели социализации и т. д., и культура народа (народная культура, или массовая). Массовая культура определяется как народное культуропотребление. Отмечается дискуссионный характер такой дифференциации. Продукты массовой культуры, в отличие от фольклора, создаются не народом, а для народа и, как правило, создаются профессионалами, представителями творческой элиты. Реклама, прежде всего - изобразительная реклама, давно признается частью массовой культуры. В то же время констатируется, что ситуация более сложна: реклама является частью культуры в целом, в ней можно выделить, как и во всей культуре, «народную» (ныне массовую) рекламу и рекламу «элитарную». Проанализированы и взаимоувязаны понятия стиль - как особое качество формы продукта, определяемое существованием элиты и народа, и китч - как одно из значимых направлений рекламы широкого потребления.
Автор
Л. Р. Карчаа
УДК
008:316.33/.35
Категория