Речевая коммуникация, как одна из составляющих коммуникативной компетенции офицера

Речевая коммуникация представляет собой общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.) и является одним из ключевых компонентов коммуникативной компетенции и одной из неотъемлемых и важных составляющих службы офицера войск национальной гвардии России.

Речевая деятельность офицера является чрезвычайно разнообразной и многогранной. Офицеры проводят с подчиненными занятия по боевой и общественно-государственной подготовке, выступают с докладами на совещаниях и подведениях итогов, формируют, поддерживают    морально-психологическое состояние военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач и, самое главное, отдают приказы, распоряжения.

Главным образом отношение командира к речи зависит от его авторитета среди подчиненных, профессионализма и уровня культуры. Несомненно, что одним из важнейших показателей общей культуры человека является его речевая культура, исходя из этого, речь офицера, прежде всего, должна отвечать требованиям правильности и уместности в использовании языковых единиц разных уровней (фонетического, грамматического, лексического).

Будущему офицеру войск национальной гвардии России необходима кропотливая и непрерывная работа над своей речью, при этом ему следует ориентироваться на лучшие коммуникативные образцы, потому что выполнение офицером обязанностей воинской службы подразумевает постоянное речевое взаимодействие с подчиненными, а впечатление о командире во многом складывается именно в ходе общения с ним.

К нашему огромному сожалению, современное массовое речевое поведение, которое транслируется радио, телевидением, источниками в сети интернет, а также некоторыми печатными изданиями, не может и не должно служить примером для подражания, по причине крайней нетребовательности к использованию сниженной и даже ненормативной лексики,    включающей    уголовно-криминальный жаргон.

Ч.Б. Далецкий считает, что готовность нынешних военнослужащих к адекватному речевому взаимодействию снижается еще и по той причине, что современная молодежь отдает предпочтение не традиционным (речевым), а визуальным формам восприятия информации [1].

Исходя из этого, возникает острая необходимость в том, чтобы речь офицера как командира, наставника и воспитателя была образцом для подчинённых, то есть соответствовала всем требованиям речевой культуры, которая представляет собой часть культуры народа, связанную с использованием языка и включающую сам язык, его этническую специфику, функциональные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме, и отличалась доступностью, а также действенностью и результативностью, т.е. была по своему характеру риторической.

Весь процесс выполнения военнослужащими войск национальной гвардии России обязанностей военной службы строго регламентирован Общевоинскими уставами Вооруженных сил Российской Федерации, которые также утверждают и нормы воинского этикета, который представляет собой свод общепринятых правил поведения и речи военнослужащих во всех областях и различных ситуациях армейской службы. Воинский этикет призван сохранить лучшие традиции военной этики и утверждает такие морально-нравственные принципы взаимоотношений между военнослужащими,    как единоначалие, субординация, воинская вежливость, коллективизм, войсковое товарищество а также дружба, честь и достоинство, справедливость и гуманизм.

Военная сфера характеризуется жесткой субординацией, которая проявляется, в частности, в том, что такие речевые формы, как приказ и команда, не подлежат обсуждению. Но, в начале XIX века, по причине перехода к армиям, построенным на основе всеобщей воинской повинности, появилась тенденция к проявлению диалогичности в общении начальников и подчиненных.

Диалог должен строиться на основе активного взаимодействия его участников и быть направленным на формирование у подчиненных «нравственной жизненной позиции, патриотического мировоззрения, верности воинскому долгу, которые руководили бы солдатами даже в случае невозможности получения приказаний в стремительно меняющейся боевой обстановке» [2].

Выработке требуемых качеств военнослужащего способствуют различные речевые стратегии убеждающего воздействия. Это подразумевает то, что диалог офицера с подчиненным, который призван активизировать процессы воспитания и самовоспитания личности, непременно должен быть содержательным, а также направленным на формирование собственных убеждений подчиненного.

Это требует от офицера умения говорить толково и по существу, и в то же время достаточно эмоционально и искренне, чтобы речь не превращалась в сухой инструктаж или же, наоборот, ни к чему не обязывающую пустую болтовню. Степень успешности воздействующей речи определяется также тем, каким образом в ней сочетаются такие элементы, как практическая мораль, которая должна учитывать конкретную ситуацию общения, и духовная этика, призванная воспитывать высокие моральные и нравственные качества военнослужащих, представляющие чрезвычайную важность как в боевой обстановке, так и в трудных армейских буднях.

На практике становится ясно, что способность офицера оказывать активное речевое воздействие (командовать, убеждать, воодушевлять) - это искусство, которому нужно и можно учиться. Военную риторику, несомненно, следует рассматривать как всю совокупность средств и инструментов профессиональной коммуникации.

Исходя из этого, к повышению риторической культуры военнослужащих необходимо подходить и как к «социокультурному процессу адаптации личности к    условиям военно-профессиональной среды» [1], ориентируя обучаемых на лучшие образцы речевого военного искусства, т.е. на военный речевой идеал.

По мнению А.К. Михальской, русский риторический идеал представляет собой образцовую речь, в которой сочетаются в гармоническом    единстве:

  • устремленность к истине, добру и красоте, понимаемой как целесообразность, функциональность, строгая гармония [3]. Несомненно, что эти же качества характеризуют и военный речевой идеал.

Литература

  1. Далецкий Ч.Б. Динамическая дифференциация военной риторики: Теоретико-методологические аспекты: автореферат диссертации доктора философских наук. М., 2000. 292 с.
  2. Зверев С.Э. Военная риторика в системе воспитания военнослужащих // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 9 (17). С. 40-45.
  3. Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической Риторике: учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. М.: Издательский центр «Academia», 1996. 192 c.
Категория
Автор
Супрун Антон Сергеевич
УДК
377

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.