Магия имени: взаимосвязь имени человека с формированием его личности

Во многих культурах именам издревле придаются дополнительные смыслы, связанные с характером человека и его судьбой, ведь имя есть у каждого человека, независимо от его особенностей, культурной и этнической принадлежности. Представления о "магии имени" нашли свое отражение в литературе и кинематографе, произведениях как классической, так и массовой культуры. И в обыденной жизни люди иногда склонны искать объяснения поведению человека, опираясь на его имя.

В данной статье хотелось бы поразмышлять над вопросами о важности имени, о его месте в жизни современного человека, о его влиянии на формирование личности и самоидентичности, с привлечением примеров из практики, когда люди придавали своим и чужим именам слишком большое или недостаточное значение.

Случай из практики Девочка, 4г. Ее имя в нашей культуре может быть и мужским и женским. Причина обращения - жалобы на поведение: девочка неусидчива, активна, не слушается взрослых. Во время беседы и сбора анамнеза мама ребенка высказала предположение, что поведение девочки связано с тем, что ей дали «мужское» имя, что перемена имени на более «женское» может сразу решить все проблемы с поведением и спрашивала совет психолога, нужно ли это делать.

Имя девочке дал отец. Бабушка (со стороны матери) была этим изначально недовольна и именно ей принадлежит мнение, что с переменой имени изменится и поведение ребенка.

Психологическое обследование девочки выявило двигательную расторможенность, быстро истощаемое, неустойчивое внимание. Возникло подозрение на СДВГ, было рекомендовано дополнительное обследование невролога или нейропсихолога. С матерью девочки была проведена беседа по результатам диагностики и даны рекомендации, однако она продолжала считать, что именно перемена имени может исправить ситуацию. Скорее всего, в этом случае имело место сопротивление необходимости дополнительных обследований и нежелание признавать существование проблемы развития. Определенную роль могли сыграть внутрисемейные отношения и конфликты между отцом и бабушкой ребенка.

Этот случай заставляет задуматься, насколько имя определяет поведение (в том числе его гендерные аспекты), характер и психологические особенности человека. Действительно ли перемена имени - самое быстрое и надежное решение подобных проблем?

Имя - как символ Человек существует в мире символов, которые пронизывают все сферы его жизни. Воспринимая речь и начиная говорить, ребенок усваивает знаковую систему, сложившуюся задолго до него в той культурной среде, к которой он принадлежит. Чтобы понять, с чем имеешь дело и объяснить это другому, нужно как-то назвать явление, и имя «обозначает» ребенка, обычно сопровождая всю жизнь, становясь личным символом как для него самого, так и для других. Принадлежность человека к определенному роду обозначает фамилия, поэтому жена берет фамилию мужа.

В первобытных культурах люди, по-видимому, напрямую отождествляли себя с именем. "Индеец рассматривает свое имя не как простой ярлык, но как отдельную часть своей личности, как нечто вроде своих глаз или зубов. Он верит, что от злонамеренного употребления его именем, он так же верно будет страдать, как и от раны, нанесенной какой-нибудь части его тела.»[2.] В сказках и мифах отражена вера в то, что зная настоящее имя человека, его можно ранить или убить, или наоборот, вылечить и вернуть к жизни, а так же обычаи скрывать истинные имена от посторонних.

Идентификация себя с именем была очень важна для самопознания и выживания первобытного человека. Имя включало ребенка в историю рода и систему отношений, гарантируя ему защиту, а смена имени (например, при обрядах инициации) указывала на смену статуса. В архаических культурах появилось и представление о том, что имя определяет характер и судьбу человека, существующее и по сей день. Это предсказание появления новорожденного и его становление как члена рода. Имя «...появляется прежде, чем родится человек, и остается после его смерти - переходя от предка к потомку.»[4.]

В наше время проблема имени перестала быть настолько актуальной, однако для индивидуального развития человека она сохраняет большое значение. О том, что людей все еще волнует эта тема, свидетельствует то, что к ней часто обращаются писатели и сценаристы, не говоря о народных волшебных сказках, в которых отгаданное имя волшебно влияет на человека, а разделенные темная и светлая субличности персонажа откликаются на разные имена. В некоторых культурах до сих пор существует вера в то, что смена имени помогает выздороветь больному ребенку.[8.]

Значение имени Как слово-символ, имя обозначает человека в мире других символов, свидетельствуя о принадлежности к определенному этносу, социальному слою, группе, полу, и в различной степени позволяет определять отношение к нему окружающих. Информация «первого впечатления» -имя- может дать многое: по нему одному может быть сформировано общее представление о собеседнике, часто построенное на стереотипах. Произнося нейтральные фразы, люди сознательно или бессознательно корректируют свое поведение и невербальные аспекты речи, учитывая маркеры, связанные с именем собеседника.

Нельзя точно сказать, какой фактор играет главную роль в восприятии своего имени: культурная, или внутрисемейная среда. Возможно, соотношение воздействий варьируется индивидуально, от случая к случаю.[7.] Многое зависит и от отношений в семье ребенка: его идентификации через имя с другими членами семьи, успешности прохождения ранних кризисов развития, детско-родительских отношений и семейной истории.

Выбирая имя ребенку, родители включают нового человека в свою картину мира, и определяют его положение в мире большом. Значение имени может опосредованно указывать на то, каким они хотят видеть малыша, а если ребенок назван в честь кого-то, высока вероятность, что взрослые перенесут на него отношение к тезке и будут ожидать соответствующего поведения. Традиция передачи одного имени от поколения к поколению может помешать ребенку ощутить себя отдельной личностью, независимой от предков, особенно если в семье существуют ожидания "семейного сходства" характеров. В культурах, где личное имя сильно связано с восприятием своих семейных и социальных ролей и места в социуме, люди неохотно меняют имена.

Женщины, взяв фамилию мужа, в переписке часто подписываются девичьей фамилией, сохраняя непрерывность и целостность своей личной истории и самой личности до и после замужества.[7.] Даже имя, данное ребенку в зависимости от дня его рождения (например по святцам), вызывает в памяти человека его собственную цепочку ассоциаций со множеством людей: знакомыми и родственниками, друзьями и недругами, историческими личностями, к которой будут прилагаться свои симпатии и антипатии.

Причины как негативного, так и позитивного отношения к имени могут базироваться на вытесненных событиях и эмоциях и не осознаваться родителями. Родитель, которому не нравится имя ребенка, хотя бы на уровне звучания, будет так или иначе транслировать это отношение и переносить на малыша. С большой вероятностью имя будет отражать ожидания и установки, существующие иногда задолго до рождения ребенка у родителей, или в группе, с которой они себя ассоциируют. Так выбор эксцентричных и необычных имен часто является следствием невротизации родителей и специфической семейной атмосферы, что может позже сказаться на ребенке. Черты характера родителей, стиль воспитания и трудности детско-родительских отношений, могут с большей вероятностью привести к возникновению у детей тех или иных проблем в поведенческой или эмоциональной сфере, чем то, каким именем их называют.

Случай из практики Женщина, 29 лет, трое дочерей, с необычными именами в честь героинь классических итальянских опер. Обратилась по поводу не вполне адекватного поведения старшей дочери: она могла лечь на пол или на землю, когда с ней заговаривали; не вовремя смеялась.

Дети от разных мужчин, мать в браке никогда не состояла. Объясняет, что первого ребенка родила для себя, второго, чтобы первому не было скучно, и так далее. Дети интеллектуально опережали своих сверстников, однако испытывали трудности в распознавании чувств, а потому часто неадекватно реагировали на внимание окружающих. Например, когда посторонние взрослые сердились или делали замечание, принимали это за игру, или специально старались попасть в поле внимания, посредством необычного или провоцирующего поведения. У старшей девочки, которая до 4 лет общалась только с матерью, эти особенности проявлялись ярко. У двух других сестер, посещавших групповые развивающие занятия, особенности поведения также присутствовали, но были выражены неявно, возможно благодаря приобретенному на занятиях опыту общения с другими детьми и взрослыми.

Работа с мамой детей выявила, эмоциональную приглушенность и ярко выраженные шизоидные черты характера. Это не могло не сказаться на ее общении с детьми и стиле воспитания. Черты характера матери с одной стороны, возможно, явились причиной выбора необычных имен для детей, а с другой, определили специфический стиль воспитания, способствующий их одностороннему развитию. Развивая интеллектуальную сферу девочек, мать не могла дать им достаточный опыт эмоционального общения: понимания и распознавания эмоциональных проявлений других людей. В семье же дети привыкли бурно выражать чувства, чтобы вызвать эмоциональный отклик матери, даже негативно окрашенный.

Реакции взрослых и сверстников на необычное имя влияют на малыша.[8.] Посторонние могут дразнить и задирать ребенка только из-за имени, его необычного звучания как такового, или из-за принадлежности к другой культуре или социальной группе, которая опознается через имя, что, в свою очередь, может привести к снижению самооценки, замкнутости и другим психологическим проблемам. Но иногда необычное имя, наоборот, заставляет чувствовать себя выдающимся и пытаться соответствовать имени. Будет ли ребенок ощущать себя необычным, отличающимся от других в позитивном смысле, или чужаком и изгоем, во многом зависит от реакции окружающих его людей.

На отношение окружающих могут повлиять восприятие звучания и фонетические коннотации, соединяющие само имя и человека, которому оно принадлежит, со многими словами как похожими, так и отдаленно сходными по звучанию. [9.] Этот спектр ассоциаций, индивидуальный для каждого человека, также формирует отношение к ребенку и ожидания, связанные с ним.

Таким образом, хотя на формирование самосознания влияет множество факторов, можно сказать, что «я» человека и представления его о себе, как вокруг стержня, выстраиваются вокруг имени.Поэтому важно помочь человеку узнать и полюбить свое имя.

Осознание имени Отношение других людей к ребенку, как носителю имени сперва транслируется извне, а позже, включается в представление человека о самом себе. Называя чье-то имя, собеседник признает, что имеет дело с личностью. Зная имя, сложнее воспринимать человека объектом или

предметом, не имеющим права голоса, с которым можно делать все, что угодно, не испытывая чувства вины.

Имя быстро приобретает особый личностный смысл, например, вместе с местоимением «я» помогает ребенку ощутить себя отдельным уникальным человеком, что позволяет устанавливать контакт и взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми. Однако признание и принятие своего имени требует времени и связано с формированием идентичности.

Ребенок довольно рано начинает узнавать свое имя в потоке обращенной к нему речи и реагировать на него, но в течение первых лет жизни не выделяет себя как отдельного самостоятельного субъекта, говорит о себе в третьем лице и называет себя по имени, копируя окружающих. Позже ребенок начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, обозначающее его "я". Нормальные доброжелательные отношения в семье, ласковые обращения по имени, учат ребенка любить свое имя и его домашние варианты. Узнав, как его будут называть, когда он станет взрослым, ребенок заглядывает в будущее, ощущает непрерывность личной истории «я был - я есть - я буду».

На 2-3 году жизни у ребенка формируется ощущение самоидентичности, осознание себя как определенного и наиболее важного лица. Имя становится опорой чувства целостности и непрерывности «Я», независимой от возрастных и прочих изменений.[5.] Вместе с этим происходит выделение себя из социальной группы.

В подростковом возрасте для ребенка становится важным понять кто он и как его видят другие. Информацию об этом могут дать варианты имени, которые используют его родные и сверстники. Подросток острее, чем раньше, реагирует на обращения и прозвища, которые показывают, как окружение оценивает его особенности, индивидуальные свойства. В среде сверстников, где прозвища или искажения имени являются частью «социальных инициаций», подростки отстаивают в числе прочего право на обращение к себе по имени с должным уважением. Соответствующее обращение - "показатель социального признания, которое проще регулировать, чем другие притязания.»[4.] Важными становятся такие понятия, как «честное имя», возможность прославиться «сделать себе имя», имя напрямую связывается с внутренними качествами и репутацией в обществе.«Имя превращается в мировоззренческий ориентир личности и сохраняет свое значение ценностного ориентира, и, в дальнейшем, является инструментом обнаружения ожиданий, установок и ценностей в процессе межличностного взаимодействия»[3.]

Выбор формы имени задает дистанцию и степень формализованности общения. Например, использование только личного имени может означать симпатию и желание сократить дистанцию, а фамилии - наоборот, об уважительном отношении с соблюдением дистанции.[8.] Однако надо учитывать нормы общения в незнакомой культуре, так как у некоторых народов использование имени без фамилии может восприниматься как вторжение в личное пространство и оскорбление.[7.] Форма имени, которую выбирает говорящий, дает человеку обратную связь, информацию о том, как окружающие к нему относятся и как он выглядит в их глазах: детские имена сообщают подростку, что его не признают достаточно взрослым, а обидные клички снижают самооценку. Уважительное обращение по имени, как правило, означает готовность к сотрудничеству. Напротив, искажение имени в разговоре часто подразумевает пренебрежение или желание оскорбить, поэтому люди обижаются, когда их имя коверкают или забывают.

Детей обычно интересуют тезки в жизни и масс-медиа, люди, в честь которых они получили имя, обстоятельствами выбора их имени. Примеряя на себя роли тезок, они что-то берут для себя. Положительные персонажи-тезки могут стать примером для подражания, а отрицательные - помочь ребенку осознать себя «от противного»: «это не я», «он на меня не похож», а так же увидеть со стороны какие-то собственные негативные черты, поэтому важно обсуждать с ребенком любых героев: и положительных и отрицательных, делая акцент на предпочтительности хороших поступков.

В исследовании Ломовой М.В. описывается первичная формула самосознания: "Я - Имя", которая «является защитным барьером от внешних и внутренних влияний, за счет чего усиливается личностная стабильность и неуязвимость».[3.] В других работах отмечалось, что имя играет важную роль в построении защит эго.[8.] Смыкаясь с другими звеньями самосознания, имя способствует их развитию, становится «катализатором, который содействует накоплению положительных эмоций, обращенных к человеку с первых дней его появления на свет, формированию базового доверия к людям и ценностного отношения к самому себе».[4.] В сознании человека фиксируется представление о себе, о своих качествах, и одновременно имя, через оценочные и поощрительные суждения связывается с человеческим достоинством.

Обращение по имени разными способами в разных ситуациях (поощрение, сравнение с другими и пр.) дает ребенку точку опоры в окружающем мире, помогает противостоять негативным внешним влияниям на его личность, позволяет отстаивать свое человеческое достоинство и право на уважительное отношение.

Имя и характер Связь имени и характера, судя по всему, существует опосредовано и зависит от особенностей родителей, их отношения к ребенку и симпатий/антипатий к человеку, в честь которого выбрано имя. Эти факторы в совокупности могут создать условия для формирования определенных черт характера[8.]

Случай из практики Мальчик 4 года, тезка отца. Обратились к психологу по поводу поведения ребенка и энуреза. Психологическое обследование выявило у ребенка повышенную тревожность и страхи.

В семье предразводная ситуация, частые затяжные конфликты между родителями, в которые вовлечено старше поколение с обеих сторон. На момент консультации конфликт в острой стадии: отец без разрешения несколько раз забирал ребенка из детского сада, отвозил к бабушке(своей матери) на несколько дней, грозил его не отдать. В ходе беседы, мама говорит, что у отца ребенка были в детстве похожие проблемы, которые ребенок, возможно, унаследовал.

На приеме мама называет сына только уменьшительным именем, всячески показывает, как любит мальчика. Однако когда регистратор читает на карте полное имя и фамилию ребенка, женщина срывается. При мальчике громко, в сильных выражениях начинает говорить о том, как она ненавидит это имя, не может его слышать, какое оно отвратительное. На попытки ее успокоить практически не реагирует. Злость на мужа, очевидно, сосредоточилась в том числе на его имени.

Анамнез заставляет предположить, что в этом случае наличие у мальчика сильных страхов и его поведение обусловлено преимущественно непростой семейной ситуацией. Также на него могло влиять негативное отношение к имени, которое невольно транслировала мать. Вынужденная подавлять чувства, связанные с конфликтом в семье, она переносила свои эмоции на имя, которое отец делил с сыном.

Депривация

В самосознание, как психологическую структуру, входят: имя человека, его физическая сущность, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), социальное пространство личности (ее права и обязанности). Г.Олпорт подчеркивает, что имя человека тесно связано с его самоуважением, и чувством самоидентичности. Хорошее отношение к имени часто связано с принятием себя.[8.]

Оскорбления, насмешки, принижение имени, насильственная смена имени могут привести к депривации; на такое обращение, особенно повторяющееся, человек может реагировать проявлениями агрессии, тревожностью, появлением трудностей в общении со сверстниками. Став из внешнего внутренним, негативное отношение к имени со стороны окружающих может плохо сказаться на отношении к самому себе.

Иногда люди перестают или так и не начинают любить свои имена, а через них и себя; считают, что именно имена - причина того, что другие смотрят на них неприязненно. «Тесная связь имени с самооценкой показана в работе Штранка.<...> Оказывается, что люди, которым не нравится их имя, обычно не любят себя."[5.] В некоторых случаях депривация приводит к развитию психастенических реакций или депрессивных состояний. «Насильственная смена имени приводит человека к личностному кризису. Так, проводимая в 80-е годы кампания по смене имен так называемых турецких болгар и цыган привела к личностным кризисам многих людей, которых подвергли этому испытанию. Люди стали чувствовать себя другими личностями и теряли перспективу жизни.»[4.]

Изменение имени Изменение имени по своей воле так или иначе отражает перемены в личности, связанные с сильными эмоциями.[7.] В первобытных обществах смена имени связывалась с обрядами инициации: «смертью» прежней личности и "рождением" новой, с новым статусом, новыми правами и обязанностями. В наши дни некоторые люди стремятся сменить имя на более благозвучное или оставляют свое прошлое вместе с прежнем именем позади, после событий, перевернувших их жизнь, когда жить по-старому становится невозможным.

Случай из практики Мужчина, 28 лет. В детстве неоднократно возникало желание называться как-нибудь по- другому. Позже, в старших классах школы, при острых конфликтных ситуациях в семье, появлялось желание уехать как можно дальше, стать кем-то другим, и «забыть свое имя».Г. Бедненко предполагает, что назвавшись чьим-то чужим именем, человек проживает кусок жизни «за другого».[1.] Возможно, это ощущается именно так: не сумев полностью идентифицироваться с новым именем и не разорвав полностью связь с прежним «я», человек живет иллюзорной жизнью.

В статье А. Фэлька «Личность и смена имени»[7.] рассматриваются два клинических случая, когда люди пробовали решить психологические проблемы через смену имени, фактически пытаясь сбежать от самих себя. В первом случае юноша, надеясь отказом от имени своего отца разрешить эдипов комплекс, взял себе новое необычное имя, связанное с силой и властью. Однако эта его попытка справиться с проблемами не удалась и привела к деперсонализации и усугублению депрессии. В то же время его брат, страдающий от похожих нарушений, но сохранивший идентификацию с отцом, переживал свою ситуацию легче. Второй случай - девушка, решившая порвать связи с семьей, в которой ей было плохо, и «родиться заново». Не имея положительного опыта идентификации с другими людьми, она также не смогла решить свои проблемы подобным путем. На словах настаивая на безоговорочном принятии, она подсознательно провоцировала отвержение родственников, а попытки идентификации в эмоциональных отношениях оказались неудачными из-за подсознательного избегания таких отношений.[7.]

Таким образом, можно предположить, что попытки смены имени как в первом, так и во втором случае не привели к положительным результатам, потому что оставались нерешенными глубинные психологические проблемы, вызвавшие желание "убежать от себя". Если же не брать клинические случаи, смена имени так или иначе отражает желание человека, измениться, или понять, кто он. Достаточно часто причиной смены имени бывает необходимость адаптации в новой культурной среде. Многие эмигранты изменяют имя или берут другое, чтобы вписаться в новое окружение. И наоборот, изменение имени может стать утверждением своей национальности, принадлежности к определенному этносу. Так, например, некоторые еврейские переселенцы, возвращаясь в Израиль, брали себе имена героев из эпоса своего народа.[7.]

Иногда публичные люди: актеры и писатели - предпочитают работать под звучными псевдонимами, напоминающими «тайное имя» из архаических обычаев, защищающее имя настоящее. Псевдоним позволяет дистанцироваться от критики, выступать под несколькими личинами, проявлять разные личные качества и говорить то, чего человек не может позволить себе в реальной жизни.Бывает и так, что обычные люди меняют неблагозвучно звучащие имена или имена, к которым сами испытывают негативные чувства. В этом случае простого переименования может быть недостаточно: если не устранены обстоятельства, сформировавшие отрицательное отношение человека к своему имени. Ситуация может начать воспроизводиться по замкнутому кругу, пока не будет решена ключевая проблема - нелюбовь к себе самому.

Возвращаясь к первому примеру, можно предположить, что резкая смена имени без согласия девочки, теоретически может привести к кажущемся положительным результатам. Ребенок может начать вести себя иначе из-за перемены отношения окружающих, депрессии и тревоги. В этом случае проблема поведения может получить сиюминутное разрешение, но привести к другим, более глубоким психологическим проблемам в будущем. Если же в основе лежат органические нарушения, может не возникнуть даже кратковременного эффекта.

Все вышесказанное не значит, что имя нельзя менять вообще. Но принимая это решение, важно понимать, что и почему хочет изменить человек, прежде всего в себе самом. Возможно, проблема не решается так просто, как кажется на первый взгляд. Чем человек младше, тем легче проходит смена имени, но и в этом случае желательно взвесить все «за» и «против» и не навязывать новое имя силой. Более того, при необходимости переименования нужно долго и осторожно готовить ребенка к принятию нового имени.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что личность человека сконцентрирована в его имени, или наоборот, имя - кристалл личности. Это и личный символ человека, связывающий его с культурной средой, обществом и семьей, и одно из звеньев самосознания, которое помогает человеку отделять себя от других. Если ребенка часто ласково зовут по имени в разных ситуациях, особенно связанных с похвалой, у него формируется положительное отношение к своему имени, что укрепляет защиты эго и способствует накоплению положительного эмоционального опыта. И наоборот, искажение и принижение имени человека приводит к его эмоциональному и психологическому неблагополучию.

Важно прислушиваться к тому, как человек относится к своему имени и желанию его сменить, однако не навязывать смену имени извне, а попробовать понять, не обусловлено ли это негативное отношение глубинными психологическими проблемами. Вместе с тем, не надо и переоценивать значение имени и возводить его в абсолют. Оно задает человеку некие ориентиры, но в конечном итоге имеет только то значение, которое вкладывает в него он сам и его близкие.

Библиографический список

  1. Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности. - Изд-во Класс, Москва, 2005.
  2. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Психология мышления. - М: Изд-во МГУ, 1980,
  3. Ломова М.В. Соотношение "Я" и "Имени" человека в развитии самосознания: Афтореферат дис.... канд. психол. наук. - М.: РАО, 2002.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2006.
  5. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002.
  6. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2006.
  7. Falk A. Identity and name changes, the psychoanalytic review, volume 62, Number4 1975-76.
  8. Lall M., Sharma S. Personal growth and training and development, 2009.
  9. Tschaepe M.D. Halo of Identity: The Significance of First Names and Naming Trivium Publications. - Pittsburgh, PA, 2003.
Категория
Автор
Минаева М.С.

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.