Симптомы инфантильности молодых людей

Зрелость или незрелость человека есть его качественные состояния. Когда возникает проблема, то незрелый человек требует, а зрелый проявляет инициативу. Жест требования у ребёнка является оправданным, но уже в атмосфере объективного требования у детей формируются начатки будущей инициативности. И главное здесь условие - игра [1]. В современную эпоху, с одной стороны, исчезает игра, с другой стороны - всё больше т. н. «компьютерных игр». Но, если детская игра прямым и непосредственным образом сопряжена со свободным двигательным опытом ребёнка, то компьютерные игры зачастую провоцируют получение опыта зависимого, несвободного человека. В практическом смысле это означает, что степень включённости нынешних детей, подростков и молодых людей в технологическую продукцию, гаджеты и проч. достигла такого уровня, что это качественным образом сказывается на всех аспектах их становления: телесном, социально-психологическом, духовном.

Результаты исследования и их обсуждение

В качестве испытуемых были студенты вуза физической культуры (160 человек, из них 97 девушек и 63 молодых человека; возраст 18-27 лет), т. к. согласно имеющемуся стереотипу у них должен быть разнообразный двигательный и игровой опыт. В ходе исследования использовалось 6 анкет. Анкета №1 включала следующие блоки вопросов: отношение к наркоманам, ситуации предложения и приёма наркотиков, суждения студентов о причинах наркомании. Анкеты (.№2-4) - русифицированные варианты анкет D. Mitchell, D. Gerwin [2], отражающие представления испытуемых о сформированных у них способностях и качествах. Анкета №5 включала вопросы, связанные с «технологическими» зависимостями. Анкета №6 определяла специфику двигательной активности испытуемых. Данные анкеты позволили выделить различные группы испытуемых, и далее с помощью однофакторного дисперсионного комплекса ANOVA определялась их специфика по интересующим нас показателям.

Первая группа испытуемых определилась по ответам на вопрос «Бывали ли у вас в жизни периоды, когда Вы «с головой» уходили в компьютерные игры?». Факторной переменной выступала группа «играющие - неиграющие», а в качестве зависимой переменной использовались данные всех анкет. В вопросе «Какие усилия Вам нужно (нужно было бы) применить, чтобы бросить курить?» играющим необходимо применить больше усилий, чем неиграющим (F=4,24, p<0,05).

В вопросе «Своими жизненными успехами я обязан» (нужно было оценить в процентах) играющие (23,51%) считают, что они в большей степени обязаны отцу (F=5,30, p<0,05), и в меньшей степени (21,74%), как тенденция, самому себе (F=2,62, p<0,10). Данные результаты указывают на то, что группа играющих имеет низкую самооценку собственных возможностей и способностей в достижении вроде бы своих целей и успехов. Преобладает так называемый «отеческий (патерналистский) принцип».

На вопрос «Почему, на Ваш взгляд, молодые люди начинают употреблять наркотики (токсические вещества)?» неиграющие чаще отвечали «от неумения контролировать себя» (F=6,30, p<0,01). Группа испытуемых, которая не уходила «с головой» в компьютерные игры, в большей степени умеет себя контролировать, поэтому и не попадала в подобную ситуацию, ведь не важно кого вида зависимость - если у человека не развита способность к самоконтролю, он будет уязвим к различного рода зависимостям. На вопрос «Если Вы употребляете наркотики, то чего Вы опасаетесь больше всего (Если не употребляете, то чего бы Вы опасались больше всего)?», играющие, как тенденция, чаще выбирали ответ «стать зависимым, утратить волю» (F=2,17, p<0,10). Естественно, так как данная группа уже в принципе является группой риска, она опасается за свои волевые качества, которые и так недостаточно «сильные». А неиграющие на данный вопрос чаще выбирали ответ «снижение умственных способностей, интеллекта» (F=3,69, p<0,05). Они, в свою очередь, в большей степени бояться не за свои волевые качества, а за интеллектуальные способности.

На вопрос «Какие законы и меры Вы считаете справедливыми по отношению к наркоманам?» играющие чаще, чем вторая группа отвечали «наркоманов необходимо оставить в покое и предоставить самим себе» (F=3,69 p<0,05). В связи с тем, что им близок подобный опыт, эта группа испытуемых не считает нужным вмешиваться в жизнь зависимых людей. Интересно, что играющие чаще отвечали «да» на вопрос «Считаете ли Вы, что репрессивные методы по отношению к наркоманам помогут искоренить употребление наркотиков?» (F=5,84, p<0,01), и даже готовы сами принимать в этих мерах участие. Получается, что с одной стороны они считают, что наркоманов необходимо оставить в покое, а с другой стороны необходимо применение репрессивных методов воздействия.

На вопрос «Как Вы думаете, что удерживает людей от пробы наркотиков?» играющие чаще выбирали ответ «страх за своё здоровье» (F=3,39, p<0,05). В вопросе «Оцените, пожалуйста, важность перечисленного для Вашей нынешней жизни» по 5-ти бальной шкале, для играющих в меньшей степени важны такие способности и качества как:

  • способность работать над самим собой (F=9,05, p<0,01);
  • способность знать собственные сильные стороны и ограниченности (F=4,08, p<0,05);
  • справедливость и терпимость (толерантность) к мнению других людей (F=9,52, p<0,01);
  • доверие к собственным способностям (F=4,52, p<0,05);
  • способность входить в чувства и мысли других (F=4,29, p<0,05);
  • способность формулировать собственные суждения относительно чего-либо (F=5,45, p<0,05);
  • способность принять вызов, связанный с ответственностью (F=3,88, p<0,05);
  • способность выносить и преодолевать трудности (F=3,80, p<0,05);
  • чувство ответственности за собственное здоровье (F=3,71, p<0,05);
  • чувство ответственности за других людей (F=3,48, p<0,05);
  • способность реагировать открытым и гибким способом на изменяющиеся обстоятельства (F=4,24, p<0,05).

Все эти качества можно объединить в две группы. Первая группа - это качества, связанные с собственными способностями и ограничениями, ответственностью за собственное здоровье, самостоятельностью мнения, саморазвитием, самоконтролем. Вторая группа качеств в большей степени является социальной: справедливость и терпимость к мнению других людей, способность входить в их чувства и мысли, чувство ответственности за них. Другими словами, играющим менее важны все вышеперечисленные аспекты их жизни. Можно наблюдать инфантильное и безучастное отношение к собственным способностям и к способностям, которые направлены на взаимоотношения, помощь и участие в жизни других людей. Наблюдается отстранённость и нежелание работать над самим собой.

Практически у 100% испытуемых есть компьютеры, но используют они их для разных целей. Играющие - для «развлечения, игры» (F=8,30, p<0,01), а неиграющие - «для работы, учёбы» (F=6,25, p<0,01). Эти цели в использовании компьютера и определяют две группы испытуемых. На вопрос «Сколько времени в день проводите за компьютерной игрой?» играющие отвечали «1-3 часа» (F=13,37, p<0,001) и «3-6 часов» (F=9,45, p<0,01). Они также чаще выбирали ответ «9-12 часов» на вопрос «Сколько часов в день Вы слушаете музыку, радио?» (F=4,53, p<0,05).

Таким образом, совершенно очевидно, что «зависающие» в компьютерных играх демонстрируют представления и способности, характеризующие наличие в них инфантильности, тогда как действительно человеческая игра, наоборот, приводит к инициативности, самостоятельности и, как итог, зрелой человеческой личности.

Литература

  • Черкашин, В.П. Особенности проведения занятий по физической культуре в период подготовки к обучению в школе / В. П. Черкашин, Н. В. Финогенова // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 103-107.
  • Mitchell, D. Survey of Waldorf Graduates: Phase II / Mitchell D., Gerwin D. ; Research Institute for Waldorf Education. - New Hampshire : Published by Research Institute for Waldorf Education P.O. Box 307 Wilton, 2007. - 171 p.
Категория
Автор
Владимир Анатольевич Пегов
Автор 2
Анна Владимировна Пегова
УДК
378.14
DOI
10.5930/issn.1994-4683.2013.05.99.p107-110

Добавить комментарий

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.